За ответом можно отослать к бюджету области на текущий год. На содержание жилищно-коммунального хозяйства выделяется всего 109 миллионов рублей. Расходы на государственное управление (большая часть идет на содержание чиновников) составят 523 миллиона. Разве не очевидно, что пока столоначальники будут обходиться казне в пять раз дороже, чем все ЖКХ, мы обречены замерзать, пить негодную воду, падать на уличном льду? Доводы о том, что дотации надо сокращать и повышать стоимость услуг, не выдерживают критики. Плату за жилье, тепло, воду и прочее в Туле постоянно повышают, но состояние жилищно-коммунального хозяйства только ухудшается. Все надбавки идут на латание дыр и текущее потребление, а не на развитие. Проедаются.
Между прочим, в начале 90-х, по данным облстата, в Тульской области насчитывалось 2,5 тысячи чиновников всех уровней. Такого количества управленцев хватало для приведения в действие рычагов планово-распределительной системы. Сейчас рынок, он регулируется спросом и предложением, а в области стало 14 тысяч чиновников. Причем общее количество "крапивного семени" увеличилось в 5,6 раза, а расходы на их содержание в сопоставимых рублевых показателях возросли более чем в 12 раз.
Более того: чиновников, оказывается, даже не хватает. Как сообщил ректор Тульского регионального института менеджмента и агробизнеса Анатолий Плешаков, на селе дефицит только главных специалистов составляет 350 единиц. Руководить хозяйствами некому. Институт провел специальное исследование на предмет способности быстро реагировать на меняющуюся ситуацию и принимать решения среди председателей и директоров. Возможности 87 процентов из них были оценены на "тройку с минусом". "Отлично" не получил никто.
В былые времена (нисколько их не приукрашивая) будущих партийных и хозяйственных чиновников начинали отбирать еще со школы, воспитывали в комсомоле, на производстве, учили быть "номенклатурой". Набираясь опыта, они карабкались по номенклатурной лестнице. В этой системе был определенный смысл, хотя была она безбожно идеологизирована. Нечто вроде касты - с младых ногтей готовили к гражданской или военной карьере...
Сейчас чиновников набирают зачастую по родственным связям, по знакомству и личной преданности начальнику. Забыт завет дедушки Крылова: "Если голова пуста, то голове ума не придадут места". Некомпетентность тульского чиновничества наглядно проявилась в истории со строительством автотрассы для "Формулы-1". Как установила ФСБ, представитель международной мафиозной группировки под видом инвестиционных предложений (на сумму более 700 миллионов долларов) как детей малых дурачил высших должностных лиц области и города. А целью этой операции была легализация в России гангстерских доходов. Сотрудники ФСБ остановили ее у той черты, где преступная халатность чиновников могла быть переквалифицирована в должностное преступление.
Еще пример. За годы реформ число добывающих предприятий угольной отрасли в области сократилось в 4 раза, шахтеров стало меньше в 5 раз. А департамент топлива областной администрации встретил катастрофу курируемой отрасли без человеческих потерь. Причем чиновники без дела не сидели. Поделили предоставленные Международным банком денежные средства так, что тем, кому они предназначались, то есть горнякам, не досталось и десятой части.
Сейчас столоначальники "от недобытого угля" ждут, когда начнется реализация программы переселения шахтеров из ветхого и аварийного жилья в новые квартиры на средства федерального бюджета. За несколько лет порядка 10 миллиардов рублей должны пройти через руки чиновников. Делить не переделить вам, господа и товарищи!
Итак, 12 лет назад 850 тысяч работников в разных отраслях хозяйства кормили 2,5 тысячи областных чиновников. Сейчас производство материальных благ повсеместно упало. В то же время 14 тысяч бюрократов - на содержании у 680 тысяч работников, значительная часть которых занята торговлей и оказанием услуг. Справедливо? Вопрос, конечно, риторический.
Спросите: неужели деятельность чиновников никто не контролирует? Еще как контролируют! В канувшие в Лету времена в Тульской области насчитывалось 7 проверяющих организаций. Сейчас их стало 28. Причем подавляющее большинство представляет федеральную власть. То есть деятельность одного чиновника контролирует другой, а над ним третий, четвертый...
В народе всегда говорили, что у семи нянек дитя без глазу.