Пейзаж в тумане

Подводим коммерческие и творческие итоги киногода

19 декабря в прокат вышли очередные, 11-е по счету «Елки» — продолжение кинофраншизы, стартовавшей еще в 2010 году. Шесть лет назад продюсеры клялись, что поставят на обветшалом проекте крест, но потом не решились рубить вечнозеленое дерево, худо-бедно приносящее кассу. Кинотеатры до сих пор не оправились после ухода с нашего рынка «большого Голливуда», и каждый прибыльный проект по-прежнему на вес золота.

Официальной статистики по итогам киногода еще нет — она появится позже, когда станут известны результаты предновогодних сборов, но тенденция уже ясна. За январь — ноябрь кинотеатры посетили 114 млн человек, а общий объем кинорынка превысил 41 млрд рублей. Это на 16% больше показателей предыдущего года, и они на 79% обеспечены сборами от российских картин. В нынешнем году отметку в миллиард рублей превысили восемь лент. Это «Холоп 2», «Бременские музыканты», «Мастер и Маргарита», «Лед 3», «Сто лет тому вперед», «Летучий корабль», «Три богатыря и Пуп Земли» и «Огниво».

Эти цифры недавно обнародовала министр культуры Ольга Любимова как свидетельство темпов роста нашего кино. Можно предположить, что к концу года совокупные сборы нашего кинопроката приблизятся к 45 млрд рублей. Казалось бы, как не радоваться этим показателям? Но стоит вспомнить, что в допандемийном 2019-м кинотеатры заработали 55 млрд рублей, как радость померкнет. Все-таки такой недобор — это вам не фунт изюма. По словам члена Совета Ассоциации владельцев кинотеатров Романа Исаева, «точка условного нуля и комфортной жизни — это 60 млрд рублей. Пока каждый год — это положение утопающего, который чуть голову может поднять и воздуха хлебнуть».

Туманными выглядят перспективы российского кино и на международной арене. За девять месяцев уходящего года зарубежные сборы наших фильмов (в основном за счет детской анимации) составили 15 млн долларов. Даже если последний квартал принесет еще 5-10 млн «зеленых», то все равно это весьма скромная сумма. Для сравнения: французское кино на зарубежных площадках заработало в 2023 году 250 млн долларов. Почувствуйте разницу!

Еще недавно наши фильмы собирали десятки призов на международных киносмотрах, картины Звягинцева, Сокурова, Кончаловского, Кирилла Серебренникова, Алексея Германа — младшего, Кантемира Балагова, Киры Коваленко украшали программы фестивалей «большой тройки» (Канны, Венеция, Берлин). Теперь мы радуемся редким наградам в Шанхае («Снег в моем дворе» Бакура Бакурадзе завоевал приз за режиссуру) и Каире («Филателия» Натальи Назаровой получила приз за режиссуру и две актерские премии). А участие четырех российских актеров в американском фильме «Анора», удостоенном «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, стало в нынешнем году едва ли не главной нашей гордостью.

Боюсь, дело вовсе не в том, что российское кино не пускают на престижные мировые кинористалища. По большому счету нашему кино нечего предложить большим фестивалям. Там поддерживают кино свободное, смелое, социально острое. А наш кинематограф в массе своей утонул в ремейках и перепевах старых советских лент, в бесчисленных киносказках (сейчас в производстве их находится 60-70, в перспективе сказки займут треть репертуара!), наконец, в несмешных и неумных комедиях. В нынешнем декабре на экраны выходят 10 (!) российских дурашливых комедий типа «Звезд в Сибири», «Уралочки», «Новогоднего чуда». А комедия под говорящим названием «Совсем ошалели» весьма точно характеризует творческий тупик нашей киноиндустрии.

Еще несколько лет назад выдающийся режиссер Вадим Абдрашитов, ныне от нас ушедший, с тревогой говорил мне, что происходит инфантилизация нашего кино и наших зрителей. Нынче эта тенденция приобрела сокрушительный характер. Что сегодня происходит в стране и со страной, понять по экрану совершенно невозможно. Серьезных картин о современности уровня «Майора» и «Дурака» Юрия Быкова, «Левиафана» и «Нелюбви» Андрея Звягинцева, «Ученика» Кирилла Серебренникова, «Аритмии» Бориса Хлебникова на экране попросту нет. И они в принципе сегодня невозможны: социально-аналитическая проблематика у Минкультуры под запретом.

Зато наше советское прошлое идеализируется, заливается толстым слоем гламура. Яркий пример тому — идущий сейчас на экранах фильм «Любовь Советского Союза». Предвоенные годы, на которые пришелся пик сталинских репрессий, стараниями авторов фильма превратились в вечный праздник с парадами физкультурников, полетами дирижаблей и слащавой историей любви актрисы и ее мужчин в дорогих нарядах. А серьезные антисталинские, антитоталитарные картины «Капитан Волконогов бежал» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова и «Сказка» классика нашего кино Александра Сокурова, словно расчищая дорогу этому глянцу, ранее были предусмотрительно положены на полку.

В нынешнем году туда же отправился и «Рыжий» Семена Серзина. Чем чиновникам из Минкультуры не угодил фильм о поэте Борисе Рыжем, чья творческая зрелость и ранняя смерть пришлись на 90-е, остается только гадать. Никаких комментариев на этот счет от культурного ведомства не последовало. К слову говоря, в «старые добрые советские времена» фильмы отправлялись на полку решениями конкретных людей — у них хватало смелости брать на себя ответственность за репрессивные функции. Нынешние чиновники, прямо нарушающие Конституцию РФ, которая, напомним, запрещает цензуру, предпочитают действовать анонимно. Неужели догадываются, что творят дела, за которые, возможно, потом придется краснеть, а то и отвечать перед потомками?

Но не хотелось бы завершать эти заметки на минорной ноте. В канун новогодних праздников в качестве члена экспертного совета премии киноведов и кинокритиков «Белый слон» насматриваю номинированные фильмы. В наших списках не только прошедшие по экрану достойные в художественном отношении ленты «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина, «Воздух» Алексея Германа, «Панические атаки» Ивана Твердовского, «Смотри на меня!» Владимира Грамматикова, но и ряд лент, премированных на фестивалях в Выборге, Геленджике, Анапе, Ханты-Мансийске, которые выйдут в прокат уже в следующем году. Надеюсь, он будет ярче нынешнего.

Штрихи

Рекордсмен года — «Холоп 2» (сборы в кинопрокате — 3,8 млрд рублей). На фото вверху — кадр из фильма.

Фильм года по версии кинообозревателя «Труда» — «Мастер и Маргарита» в постановке Михаила Локшина.

Актер года — Юра Борисов, исполнитель роли Глота в фильме «Сто лет тому вперед» и номинант на премию «Золотой глобус» за роль второго плана в фильме «Анора». В феврале 2025 года актер порадует нас яркой ролью в фильме «Кончится лето» Владимира Мункуева и Максима Арбугаева, который завоевал Гран-при фестиваля «Маяк» в Геленджике.

Актриса года — Алина Ходжеванова, исполнительница главной роли в фильме «Филателия» Натальи Назаровой. Картина пока не вышла на большой экран, но актриса уже была отмечена наградами за свою самоотверженную работу на фестивалях «Окно в Европу» в Выборге, «Киношок» в Анапе, «Сталкер» в Москве и на МКФ в Каире.