Глава по подбору сотрудников SuperJob Алексей Захаров посетовал, что их в стране не хватает полмиллиона
Как заявил на днях глава сервиса по подбору сотрудников SuperJob Алексей Захаров, в России рынок труда абсолютно не сбалансирован. И привел пример: «У нас дефицит учителей в полмиллиона, зато пицца в Москве приезжает за 15 минут». Но если разобраться, доставка пиццы тут ни при чем. Маленькие зарплаты, чрезмерная нагрузка, диктат нерадивых учеников и их родителей делают работу педагогов тяжелой и неблагодарной. Как вернуть в классы учителей по призванию, а не по нужде?
Дмитрий Казаков, сопредседатель профсоюза «Учитель»
— Дефицит кадров может быть еще острее. Директора часто стремятся закрыть вакансии дополнительной нагрузкой. Учителя вовсю трудятся на две-три ставки, берут по два классных руководства. По моим ощущениям, в последнее время ситуация с кадрами педагогов ухудшилась. Лет 10 назад немного повысили зарплаты, люди потянулись в школы. Но вскоре майские указы президента начали исполнять, лишь повышая нагрузку на учителя. В ближайшем будущем улучшений не жду, поскольку образование в стране продолжают финансировать по остаточному принципу.
Павел Кудюкин, экс-замминистра труда РФ
— Старая шутка: почему врач работает на полторы ставки? Потому что на одну есть нечего, а на две некогда. Так сегодня и с учителями. Если бы они получали нормальные деньги за положенные 36 часов труда в неделю, то и ситуация была бы другой. Переработки сказываются на здоровье учителя и качестве преподавания. У него нет времени следить за актуальной литературой по своему предмету. Минимальный оклад должен быть два МРОТа. Уже одно это помогло бы вернуть в школы кадры. Что касается высшей школы, то по дорожной карте декабря 2012 года там сократили свыше 40% ставок. Отсюда те же перегрузки, вузам не хватает 200 тысяч преподавателей. А если по мировым образцам, то нехватка еще больше. С учетом исследовательской, методической и воспитательной работы достаточно 520 учебных часов в год. Из них не больше 180 — лекции и семинары.
Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ
— Дефицит есть, но не полмиллиона. У нас всего 1,2 млн учителей, а нехватка — 15%. Правда, это с учетом того, что даже по статистике, средняя нагрузка педагога составляет 1,47 ставки. А значит, не избежать выгорания, потери качества обучения. Найти учителей нелегко, требования к ним высоки. Не удается снизить бюрократическую нагрузку. Оплата труда неадекватна затраченным усилиям. Кто-то уходит в сектор услуг, кто-то в репетиторы. Студенты педвузов не доходят до школы после выпуска. У регионов вечная нехватка денег, большинство из них так и не довело оплату труда учителей до средней по региону. А как вам доплата за классное руководство в 5 тысяч? Инфляция давно съела эти смешные деньги. Впрочем, финансирование образования едва ли улучшится, пока не завершится военная операция.
Дмитрий Воробьев, учитель истории, Москва
— В моей школе плотный график, у учителей по шесть-семь уроков ежедневно. Молодые коллеги приходят и через полгода-год увольняются: их отпугивает высокая нагрузка. Конечно, многое зависит от внутреннего климата в коллективе, от позиции администрации школы. А деньги... В Москве уровень зарплат не так уж низок, есть доплаты за работу на экзаменах, за подготовку школьников к ЕГЭ. Заработать можно, но для этого нужно выкладываться на 146%. Кроме того, работа в школе психологически и морально трудна. Высокая нагрузка, проблемные ученики, дежурства по школе, совещания и родительские собрания — все это держит преподавателя в постоянном стрессе. Именно поэтому многие молодые специалисты, недолго поработав, предпочитают сменить место работы. В школе остаются энтузиасты, а таких, увы, не так уж много. И средний возраст преподавателей довольно солидный. К работе в школе привлечет не столько рост зарплат, сколько снижение нагрузки на педагога, укрепление и поддержка его авторитета, расширение бонусных программ для молодых специалистов.