С водителей возьмут больше

Госдума сделала россиянам новогодний подарок

Депутаты, идя навстречу пожеланиям правительства, сделали россиянам новогодний подарок: приняли поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предполагают увеличение с 1 января 2025 года целого ряда штрафов за нарушение правил дорожного движения. Рост немалый, около 50%.

Так, штраф за непристегнутый ремень увеличится с 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей. Такую же сумму придется заплатить за проезд на красный свет. Аналогичное повторное нарушение обойдется в 7,5 тысячи. Штрафы за превышение скорости будут варьироваться от 750 до 7,5 тысячи (в настоящее время минимальный штраф составляет 500, максимальный — 5 тысяч).

Увеличиваются штрафы за езду по встречной полосе, трамвайным путям и обочинам, игнорирование дорожных знаков и разметки, отказ от прохождения медицинского освидетельствования. За нарушение правил расположения автомобиля на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней штраф увеличивается с 1,5 тысячи до 2250 рублей (это со скидкой).

Кстати, о скидке. Ранее она составляла 50% и действовала при оплате в течение 20 дней, теперь сокращается до 25% и действует 30 дней со дня вынесения постановления.

Оправдывая нововведения, зампредседателя думского комитета по госстроительству Даниил Бессарабов («ЕР») так объяснил суть инициативы: «Речь идет о том, чтобы снизить аварийность, защитить граждан, снизить количество правонарушений, критичных для безопасности и здоровья граждан. Штрафы не пересматривались давно — 10-11 лет по некоторым составам. В таких условиях превентивная функция, возложенная на КоАП, существенно снизилась».

Инфляция, понимаешь... Но, похоже, единоросс лукавит. «Нам говорят, что штрафы не индексировали много лет, но и люди с тех пор не стали богаче, — возразил депутат Владимир Плякин. — Зачем такое повышение именно сейчас? Надо было просто выйти к людям и сказать: просто хотим собрать с вас больше денег». «С учетом тревожности, социальной напряженности и роста цен не нужно сейчас трогать 50-миллионную армию автомобилистов, — призывал депутат Ярослав Нилов. — Мы понимаем, что региональные бюджеты сегодня формируются в том числе за счет штрафов. В некоторых местах на дорогах специально создаются ловушки, чтобы водители нарушали чаще». Прежде нужно разобраться с системой фиксации нарушений ПДД камерами, которые, по словам господина Нилова, работают безобразно.

Но куда там! Законопроект был принят усилиями послушного большинства сразу во втором и третьем чтениях.

Чтобы уже с 1 января всяк оказавшийся на дороге водитель знал, чем он потенциально рискует. Даже обычно лояльные эксперты встретили нововведения в штыки. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что лучше бы законодатели написали новый Административной кодекс, соответствующий современным реалиям, вместо того чтобы без конца вносить поправки в давно переживший свое время документ и увеличивать штрафы.

По мнению Шапарина, повышать штрафы надо после всестороннего аудита российских дорог, проверки скоростных режимов и ловушек с разметкой, которых так много, что в иных местах водитель не может проехать ничего не нарушив. А снижение скидки, считает Шапарин, только повысит число неплательщиков.

Автоюрист Лев Воропаев и главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков также высказались на тот счет, что повышение штрафов не остановит злостных нарушителей-рецидивистов, а снижение скидки повысит число неплательщиков.

Однако кто же станет слушать экспертов, когда маячит прибавка в бюджеты по итогам будущего года в размере 124 млрд рублей! Причем абсолютно без каких-то усилий со стороны государства. В этом весь смысл «нововведений». Даже представители МВД не раз высказывались против увеличения санкций без предварительного наведения порядка в улично-дорожной сети, то есть устранения тех самых «ловушек», противоречий в знаках, дорожной разметке, да и улучшения самих дорог. То же самое сказал бы по этому поводу бывший депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, автор той самой поправки, которая даровала водителям скидку в 50% при оплате штрафа в 20-дневный период. Но такие, как он, теперь не в моде. Потому депутаты от «ЕР» послушно проштамповали законопроект, спущенный из правительства.

Власти надо пополнять бюджет, который уже не один год верстается с дефицитом. А с кого еще взять, кроме как с самой многочисленной платежеспособной когорты россиян, которые не могут отказать себе в индивидуальных средствах передвижения, постепенно превращающихся в роскошь? Не олигархов же обкладывать дополнительным налогом. Не пресекать же воровство и коррупцию с конфискацией имущества у преступников...

Можно, конечно, проводить такую экономическую политику, чтобы рост ВВП (который влечет увеличение отчислений в казну) был не 3%, а хотя бы 5%, как в Китае, а еще лучше 10%, как в Грузии. Но нашему правительству проще повышать штрафы, по сути, превратившиеся в налоги, которых трудно избежать даже самому дисциплинированному и законопослушному водителю.

То, что эта история не про безопасность движения, а про деньги, говорит и то, что штрафы повышены в основном за те нарушения, которые легко фиксировать и администрировать, а обжаловать сложно. Повесил видеокамеру — и деньги потекли. А, например, штраф за использование телефона за рулем не вырос, хотя это нарушение часто приводит к тяжелейшим последствиям, нередко к гибели людей. При этом нарушитель отделывается штрафом в 1,5 тысячи рублей. А если нет тяжкого вреда, то и за совершение аварии, повреждение автомобилей ничего не платит.

Думается, что особо удовлетворенно потирают руки московские чиновники, которым переданы некоторые функции ГАИ, в частности штрафовать за неправильную парковку или остановку. Если раньше за это можно было отделаться наказанием в 1,5 тысячи рублей, то теперь придется расстаться с 3375 рублями (со скидкой в 25%). Если с 2012 года в казну Москвы за счет таких штрафов было собрано 66,6 млрд рублей, то дальше счет будет расти в геометрической прогрессии. Чтобы было на какие деньги регулярно менять хорошие бордюры на очень хорошие. И себя не забывать.

Столкнувшись пару лет назад с такой конторой по относительно законному отъему денег у граждан, как Московская административная дорожная инспекция, я убедился, что ее деятельность не имеет никакого отношения к безопасности движения и к наведению порядка. Штрафы накладываются незаконно (это подтвердил суд), при отсутствии соответствующих знаков и разметки. Используются незаконные методы фиксации в виде прохожего со смартфоном. Штрафы не отменяются, когда «виновный» предоставляет доказательства. Все потому, что главное для этой конторы — деньги, которые потом идут на порой безумные проекты.

Согласно статистике МВД, в прошлом году был выписан 221 млн постановлений о нарушениях ПДД на 140 млрд рублей. Перечисленные выше нарушения ПДД являются самыми «любимыми» у российских водителей и приносят в федеральный и региональные бюджеты 73% от собранных на штрафах денег. Теперь же после запланированного повышения штрафов ожидается дополнительный приход в 124 млрд. Таким образом, после повышения размеров штрафов итоговая сумма сборов за следующий год ожидается не менее 267 млрд рублей.

Согласно данным Казначейства, самые высокие доходы от штрафов, как обычно, получили Москва (22,7 млрд), Московская область (14,5 млрд) и Санкт-Петербург (6,5 млрд).

Причем вместе с повышением штрафов будет изменен и порядок их зачисления. Теперь, согласно поправкам в Бюджетный кодекс, регионам оставят 75% от взысканных штрафов, а 25% пойдет в федеральный бюджет. И к безопасности дорожного движения это имеет, сами понимаете, очень отдаленное отношение.