Худрук «Русского балета» Вячеслав Гордеев сделал прекрасный подарок сибирским детям – поставил балет «Щелкунчик» в Иркутском музыкальном театре
Художественный руководитель «Русского балета» Вячеслав Гордеев сделал прекрасный подарок сибирским детям к зимним каникулам. На сцене Иркутского музыкального театра маэстро с участием местных танцовщиков поставил балет «Щелкунчик», одно из любимых произведений Чайковского. Премьера прошла при полном аншлаге. И еще одна немаловажная деталь: билеты на балет оказались в сто (!) раз дешевле, чем в столичном Большом театре.
Балет по мотивам волшебной сказки Гофмана — можно ли представить лучший новогодний подарок ребенку? Но вот представьте, что родители в кассе Большого театра просят билет на балет и... Праздничное настроение как ветром сдует: билеты от 45 тысяч рублей и выше. Мечтали с внучкой посмотреть «Щелкунчика» на прославленной сцене? Готовьте, бабушка, почти сотню тысяч на двоих — и это за далеко не лучшие места на дневные представления в будни...
Ну что же, впадать в отчаяние? Да нет, посмотрим по сторонам. Все тот же «Русский балет» на сцене в столичных Кузьминках приглашает на встречу со сказочным принцем максимум за полторы тысячи. Поставил спектакль народный артист СССР Вячеслав Гордеев, в молодые годы блиставший в Большом именно в этой роли. Между прочим, его нынешний театр с самой молодой в столице труппой назван английским изданием The Journal «витриной балетных талантов» и удостоен звания «Лучший балетный коллектив Европы», а у нас награжден престижной национальной премией имени Федора Волкова — основателя русского театра.
Ну, а Большой... Он, как всегда, величав и великолепен. Но поход во дворец с квадригой малодоступен для простых смертных.
— Большой — это особенная сцена, — комментирует мои сожаления Вячеслав Гордеев. — В свое время «Спартак» в постановке Юрия Григоровича называли «валютным балетом», поскольку его осаждали толпы зарубежных туристов. А какие цены заламывали спекулянты!
Может, кому-то и полегчает от таких сравнений. Однако мы знаем примеры зарубежных театров, которые не забывают и о рядовых зрителях. Скажем, в знаменитой Венской опере есть стоячие недорогие места, доступные и студенту, и пенсионеру. И даже на рождественские спектакли ценители оперы приходят с раскладными стульчиками в специально отведенные пространства. Что мешает нашим театральным администраторам изучить такой опыт?
— Знаете, когда я в 90-х возглавлял балетную труппу Большого театра, то ставил вопрос о создании подобных «хоров» человек на 200 — пусть и не слишком удобных для зрителей, но доступных по деньгам. Увы, дирекция тогда не пошла мне навстречу. Сегодня, руководя «Русским балетом» и глядя в неизменно заполненные залы в столице, в Подмосковье или за рубежом, я счастлив. Особое удовольствие — когда дети встречаются с мудрой сказкой, получают удовольствие от нашего «Щелкунчика», где добро обязательно побеждает зло! Ради этого стоит жить и работать! — восклицает Вячеслав Гордеев.
Эти слова художественного руководителя «Русского балета» не расходятся с делом. Именно поэтому Гордеев с коллегами, заслуженными артистами Светланой Устюжаниновой и Дмитрием Проценко, отправились за пять тысяч километров на берега Ангары, чтобы там поставить сказку про Щелкунчика. Они помогали сибирякам создать собственную балетную труппу. Поставили здесь «Дон Кихота» Минкуса и «Шахеразаду» Римского-Корсакова.
И очень торопились к Новому году порадовать сибирскую публику «Щелкунчиком». Главные роли в спектакле танцевали специально приглашенная балерина Екатерина Сабанцева и иркутский солист балета Дмитрий Михеев. В спектакле участвуют более 40 артистов Иркутского музыкального театра, а еще 15 детей из его балетной студии. Будем верить, «Щелкунчик» здесь поселился надолго!
Отмечу напоследок, что декорации были изготовлены в Москве, оттуда же привезли костюмы для артистов, пачки для балерин. Ну, а билеты на иркутскую премьеру «Щелкунчика» продавали по вполне демократичным ценам — от 300 до 700 рублей. Московские бабушки с внучками могут позавидовать.