Стали известны победители конкурса на лучшую современную пьесу года «Автора - на сцену!»
На Малой сцене Театра имени Маяковского наградили победителей Международного творческого конкурса на лучшую современную пьесу года «Автора — на сцену!». Учредители — Национальная ассоциация драматургов и юридическое объединение ООО «Театральный агент» — уже второй год выдают лауреатам сертификаты на 1 млн и 500 тысяч рублей, чтобы поддержать постановки новых пьес в театрах страны и мира. Председатель жюри конкурса — писатель и драматург Юрий Поляков.
Перед оглашением списка топ-10 выпускники ВГИКа (актерской мастерской Всеволода Шиловского) показали отрывки из новых пьес. Между прочим, в этом году на конкурс было подано 306 драматических сочинений из 17 стран, и это в три раза больше, чем год назад. Перед зрителями, среди которых были известные личности — режиссер Юрий Кара, актер Сергей Никоненко, замминистра культуры России Павел Степанов, — предстала плеяда персонажей из XIX, XX и XXI веков.
Современник Пушкина граф Федор Толстой (Американец) с его бесконечными дуэлями в пьесе Дмитрия Бочарова обожжен любовью к цыганке Дуняше. Не менее сильное чувство испытывает другая историческая героиня, Грета Гарбо в пьесе «Лунный блюз для Греты» Екатерины Барсовой-Гриневой. Вот только влюблена она не в человека, а в магию кино. Но если Гарбо смогла красиво закончить свой роман с кинематографом, то Американец оказался заложником собственных страстей. Известно, что у него и его жены-цыганки из 12 детей дожила до зрелого возраста только одна дочь Прасковья. Как считал сам Американец, смерти детей были наказанием за убитых им на дуэлях соперников...
Жертвами морфиям и алкоголя предстали писатель Михаил Булгаков и герой труда Алексей Стаханов в пьесах Малики Дубиной «Таська» и Дмитрия Артиса «Шахтер». Если великий романист невероятной силой воли и верой в свое предназначение поборол зависимость, то знатный забойщик, увы, позволил пагубному пристрастию разрушить себя. Конечно, по нескольким сценам трудно оценить масштаб и глубину пьес, но диалоги, сюжетные линии вызывают интерес и не кажутся «клюквой».
Что касается пьес о нас сегодняшних, людях Всемирной паутины, то во всех сюжетах главный бич — тотальное одиночество и потеря своей индивидуальности. Героиня пьесы Ольги Степновой «Артистка из Кукушкино», несмотря на то что у нее взрослые дети, приходит к горькому выводу, что вся ее жизнь — одна большая ошибка, повлекшая за собой трагические ошибки ее близких.
Драматурги, отзываясь на болезненные темы общества, делают это в традициях русского психологического театра — с попыткой понять человека и найти для него выход. Эти работы динамичны, лаконичны по диалогам, свободны от назидательности и пропаганды. Отчасти, подчеркивают учредители конкурса «Автора — на сцену!», он и создан как альтернатива не всегда умной и серьезной «новой драме», которая, считают они, грешит излишним ажиотажем и использованием внешних зрелищных приемов.
Правда, нынешние реалии таковы, что театры не спешат ставить современные пьесы, ведь их авторам надо платить. Тогда как проверенная классика не требует авторских отчислений, да и риску с ней куда меньше. Поэтому изначально конкурс «Автора — на сцену!» во главу угла поставил вопрос материальной поддержки победителей — она и выражается в тех самых денежных сертификатах на постановки. У конкурса, подчеркнули устроители, хорошие перспективы на развитие, в том числе по увеличению премиального фонда.