Пиковая дама вернулась в Фонтанный дом

Интригующий мир одной из самых таинственных петербургских фигур представлен в Шереметевском дворце на Фонтанке

О Пиковой даме знают все. Читали повесть Пушкина, слыхивали среди других таинственных историй из былого, слушали в опере. А уж знаменитую фразу из арии Германна «Что наша жизнь? Игра!» знают даже те, кто никогда не был на опере Чайковского. Однако куда меньше известно о подлинных героях — прототипах этой истории. О том, что хранительница тайны трех карт — не плод поэтической фантазии, а вполне реальная историческая личность: княгиня Наталья Петровна Голицына, жившая в 1744-1837 годах. Конечно, чем-то отличающаяся от навеянных ею художественных образов. А вот чем? Об этом — выставка, старт которой дал прошедший недавно в Cеверной столице фестиваль «Дягилев. Постскриптум».

Дочь дипломата, сенатора, сподвижника Петра I графа Петра Чернышева, Наталья Петровна принадлежала к числу самых влиятельных русских женщин XVIII-XIX столетий. Фрейлина «при дворе пяти императоров», позднее статс-дама и кавалерственная дама ордена Святой Екатерины Большого креста, она была в фаворе и у французской королевы Марии-Антуанетты. Так что слова «Раз в Шантийи у принца де Конде король меня слыхал» — вовсе не выдумка оперной героини.

Вернувшись из охваченной революцией Франции, Голицына поселилась именно в Шереметевском дворце, где с юности бывала у своей подруги фрейлины Анны Петровны Шереметевой. И где теперь полторы сотни произведений искусства из фондов Эрмитажа, Петергофа, Музея театрального и музыкального искусства, архивов и библиотек Петербурга рассказывают о необыкновенной жизни княгини и о ее образах в литературе, музыке, театре, живописи.

«Серебро и золото Пиковой дамы» — растяжка с названием выставки висит на фасаде дворца, где уже четвертый век обитают легенды и тайны этого города. Здесь в 1765-1768 годах Наталья Чернышева (с 1766 года — княгиня Голицына) и Анна Шереметева играли в любительских спектаклях, где среди зрителей бывала и сама императрица Екатерина II. Отсюда юные фрейлины поехали на «придворную карусель», которую на третий год своего царствования учредила все та же Екатерина II, — и выиграли в галантном рыцарском турнире. Молодые наездницы выполняли те же воинские упражнения, что и конные кавалеры. Первый приз за меткость, ловкость и красоту получила Наталья Петровна, второй достался Анне Петровне. Среди мужчин в тот год в отчаянной борьбе со своим братом победил, конечно же, любимец императрицы Григорий Орлов...

Княгиня Голицына – прототип главной героини повести

Присужденная Наталье Петровне золотая медаль с профилем Екатерины II — тот самый первый приз «придворной карусели» — теперь украшает выставку в Фонтанном доме. Среди поистине драгоценных экспонатов — именной серебряный туалетный прибор работы Антуана Булье, заказанный Голицыной во Франции для дочери Софьи. Этот прибор Эрмитажу посчастливилось приобрести на торгах аукционного дома Christie’s в июне 2011 года.

Благодаря сотрудничеству разных музеев на выставке удалось собрать парадные портреты семьи, подруг, придворного окружения. А еще графические листы с жанровыми сценами, документы и предметы быта реальной княгини Голицыной и подлинные театральные раритеты с самых ранних постановок оперы Чайковского. Призрак Пиковой дамы вновь явился в покоях Шереметевского дворца и почувствовал себя здесь как дома.

«Почти вся знать была ей родственная по крови или по бракам. Императоры высказывали ей любовь почти сыновнюю. В городе она властвовала какою-то всеми признанною безусловной властью. После представления ко двору каждую молодую девушку везли к ней на поклон; гвардейский офицер, только надевший эполеты, являлся к ней, как к главнокомандующему», — рассказывал о Голицыной современник. А Пушкин писал в 1834 году: «...При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся».

Согласно легенде, внучатый племянник Голицыной князь С.Г. Голицын-Фирс рассказал Пушкину, как он однажды проигрался в карты и в отчаянье бросился к тетке с мольбой о помощи. Та, хоть и была сказочно богата, денег не дала, зато поделилась с племянником тайной трех карт. Которую, в свою очередь, поведал ей знаменитый французский авантюрист граф Сер-Жермен. Да, именно те самые карты: тройка, семерка, туз! Окрыленный тайным знанием, князь тут же отыгрался. Портрет Сен-Жермена тоже можно увидеть на выставке. Довольно заурядной внешности, скажу я вам, был этот маг и волшебник. С другой стороны, зачем ему красота при таких-то талантах?

А вот колоритный образ независимой, властной и суровой la princesse Moustache (усатой княгини) запечатлен в живописи и графике, мемуарах и художественной литературе. Послужив прототипом старой графини Анны Федотовны в «Пиковой даме», Наталья Петровна явилась и на театральных подмостках. Дом, где она проживала — Малая Морская (или Гороховая) улица, 10, — в истории города так и остался «домом Пиковой дамы», возле которого мерз несчастный Германн...

«Это большое счастье, когда можно посмотреть на артефакты, имеющие отношение ко времени, о котором ты много думал и которое ты проживал на сцене», — сказал на открытии выставки Николай Цискаридзе. В 2001 году он стал первым исполнителем партии Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама» в Большом театре. Так что роковая дама оставила большой след и в его жизни.

«Та работа для меня была очень важная, — рассказывает прославленный танцовщик, ныне возглавляющий Академию русского балета им. Вагановой. — Я Ролану сразу сказал: «Вы очень нахальный француз. Приехали в Россию, взяли две русские святыни — повесть Пушкина и Шестую симфонию Чайковского (для балета взята музыка не оперы Петра Ильича, а его последней симфонии. — «Труд») и хотите прогреметь. Но если у вас не получится, скажут, что не получилось у великого французского балетмейстера, а виноватым будет несчастный грузинский мальчик...» Я ходил с книжкой каждый день на репетиции, мы очень много ругались чуть ли не из-за каждого движения. Я настаивал на том, что здесь будет только так, как написал Пушкин, и смысл я менять ни в коем случае не буду. Говорил ему: «Вы уедете, а бить будут меня».

Николай Цискаридзе вспомнил о неудаче, которая постигла Ролана Пети в 70-х годах в Париже, когда он ставил этот спектакль с Михаилом Барышниковым.

«И балетмейстер, и исполнитель признали эту работу неудачной. В любом случае права директор Театрального музея Наталья Метелица, когда говорит, что Пиковая дама — странная женщина, не очень хочет, чтобы с ней вот так запросто заигрывали. Алла Демидова мне рассказывала, что, когда снимали фильм, она упала, сломала руку. Они очень долго снимали ту картину, постоянно выбивались из графика из-за различных неприятностей. Мне Пиковая дама принесла много радости, но заставила дорого расплатиться: я получил серьезную травму. Демидова мне тогда позвонила и сказала: «Колечка, это от Нее тебе привет». И все-таки для меня это одно из самых любимых произведений. Я очень счастлив, что благодаря Театральному музею мы в очередной раз возвращаемся к личности Голицыной и к таким гениям, как Пушкин и Чайковский. Наверное, это одно из самых петербургских произведений...»

Музейным спектаклем назвала вернисаж в Шереметевском дворце Наталья Метелица — не только директор Музея театрального и музыкального искусства, но и арт-директор фестиваля «Дягилев. Постскриптум». Ну что же, спектакль удался. Пиковая дама может быть довольна.