«Люди карабкались на корму и кричали»

В Охотском море продолжается операция по поиску людей с затонувшей буровой плавучей платформы «Кольская»

Из 67 человек, находившихся на борту буровой, к полудню понедельника спасены только 14. Еще 16 тел подняты из воды, о судьбе остальных 37 ничего неизвестно.

Плавучая буровая установка «Кольская» принадлежала «дочке» «Зарубежнефти» — «Арктикморнефтегазразведке» (АМНГР) — и следовала от западного побережья Камчатки, где использовалась на подряде у «Газпрома», на базу в бухту Зырянская на Сахалине. Ее буксировали ледокол «Магадан» и судно «Нефтегаз-55». На борту платформы кроме экипажа находились и бурильщики, которых по правилам буксировки там быть не должно. Скорее всего, организаторы рейда таким способом решили сэкономить и не стали арендовать пассажирское судно.

По предварительной версии, к трагедии привели нарушения правил безопасности при проведении буксировки или неверно оцененные погодные условия. Вчера следователи допросили четырех спасенных членов экипажа, находящихся в центральной районной больнице поселка Ноглики Сахалинской области. Начальник пресс-центра Дальневосточного морского пароходства Татьяна Куликова, в свою очередь, сообщила, что решение выйти в море для транспортировки буровой принимали специалисты ОАО «Арктикморнефтегазразведка», основной офис которого находится в Мурманске.

О возможных причинах трагедии на воде сообщил президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский:

— Во время сильного шторма произошло нарушение остойчивости судна. Скорее всего, по причине разгерметизации корпуса платформы образовались течи, внутрь корпуса пошла вода. Дальше вода начала перекатываться с борта на борт, платформа принялась сильнее крениться на волне. В какой-то момент внутри воды набралось достаточно для того, чтобы создать кренящий момент такой силы, чтобы она перевернулась. Спаслись, видимо, только те, кто был на вахте, и те, кто оказался на верхней палубе.

Другие суда мало чем могли помочь. Пришвартоваться к платформе невозможно: ее швыряет на волне. Сбросить плоты? В бушующем море ночью невозможно доплыть и забраться на них.

Буксировка таких платформ, как правило, проводится, при волне не более 3 баллов и при ветре не более 5–6 баллов. Здесь все эти показатели явно были превышены.

Вообще непонятно: буровая несамоходная, ее тащат, скорость маленькая. Зачем брать на борт буровиков и мучить людей на такой платформе?

Информагентства приводят свидетельства 24-летнего помощника по бурению скважин Сергея Граумана, пережившего крушение плавучей буровой:

— Мы попали в сильный шторм. Скоро везде стала появляться вода. Как могли заделывали течь, но нос стал уходить под воду, и мы подали сигнал SOS. Нас собрали в комнате отдыха и сообщили, что за всеми прилетит вертолет. Сначала мы верили в спасение. Паника началась, когда сообщили, что спасательный вертолет отменяется, и пошел сильный крен. Буровая наклонилась. Народ карабкался на корму, чтобы спрыгнуть в воду, все кричали.

Сергей тоже не удержался и рухнул в воду. В воде он провел около четырех часов, пока не подоспели на помощь буксиры.