«Труд» поинтересовался у некоторых кандидатов, чем они готовы пожертвовать ради статуса гаранта Конституции.
Несмелые аплодисменты в зале заседаний Центризбиркома проводили уход генерал-полковника, президента Академии геополитических проблем Леонида Ивашова. Кто-то бросил: «Молодец, генерал!» Ивашов, зная о решении ЦИК не регистрировать его группу избирателей, не стал дожидаться официального отказа. «Да здравствует криминальная демократия!» — выкрикнул в зале несостоявшийся кандидат, тем самым открыв заседание ЦИК. Я догнала генерала в коридоре, но он явно не был расположен к беседе.
В итоге ЦИК зарегистрировал группы избирателей пяти самовыдвиженцев. Кроме Ивашова отказали Эдуарду Лимонову, писателю Борису Миронову (суд Петропавловска-Камчатского признал его книгу экстремистской) и некой Лидии Бедной.
«Семь раз баллотировалась, и всякий раз мои документы заворачивали в ЦИК», — рассказывает наконец-то кандидат в президенты из Самары Светлана Пеунова. Она возглавляет неизвестную широкой публике партию «Воля», восстанавливает здоровье россиян по собственному безлекарственному методу, пишет стихи и ждет инопланетян. При этом не готова чем-либо жертвовать ради президентских амбиций: «Баллотируюсь потому, что изучаю политику и мне это интересно».
Ее соперник, бизнесмен из Орска, недавно получил разрешение Минюста на проведение учредительного съезда Партии любви. «Это рабочее название, — поясняет Руслан Хамиев. — Съезд намечен на День святого Валентина». Ради президентского поста он, как и другой кандидат, Михаил Прохоров, готов жениться. «Только я-то это сделаю по зову сердца, а не по расчету», — уточняет Хамиев, видимо, надеясь успеть до 4 марта. Он считает своего конкурента Виктора Черепкова «позитивным» настолько, что рад увидеть его в своей партии.
От одетого в желтую рубашку с сиреневым галстуком экс-мэра Владивостока Черепкова действительно веет положительным зарядом. «Готов жертвовать только собой. Моя судьба — как Куликово поле, на котором сражается народ с властью», — говорит он «Труду». Кандидат подчеркивает, что никогда не держался за власть, хотя в 1994 году бойцам ОМОНа пришлось вытаскивать его из кабинета мэра насильно.
Прохоров и Мезенцев в ЦИК не явились. Правда, последнего представляли трое мужчин. На все вопросы они отвечали молчанием или отсылали к избирательному штабу, который «вот-вот появится». Иркутский губернатор не стал жертвовать даже своим временем ради визита в ЦИК.