— В «Киносоюзе» вы — заместитель председателя. Как вам в этом кресле?
— Да, я заместитель Бориса Хлебникова. А в должности мне никак. Надо понимать, что раньше никто никогда не думал о том, что в России можно зарегистрировать другой Союз кинематографистов. Но мы это сделали, и у нас впереди долгий, долгий путь. Не год и не два. Поэтому будем говорить о результатах — в том числе и о моем пребывании в этой должности — с течением времени. Все происходит постепенно. Но меньше всего я хочу быть начальником.
— Зачем вам понадобился Киносоюз?
— Все это назревало. Любого человека сегодня тошнит от кинематографистов, как только он включает телевизор. Все считают, что наши кинематографисты — жулики и спекулянты, которые чего-¬то делят. Тенденция, согласитесь, нехорошая. Если страна не верит в тех, кто когдато был ее гордостью, тогда во что еще верить? Создавая альтернативный Киносоюз, мы сразу заявили, что не претендуем ни на какую недвижимость, а просто не хотим находиться в организации, обслуживающей интересы Никиты Сергеевича и его семьи. Единственный способ добиться уважения других и вернуть самоуважение — не участвовать в том, над чем смеется любой нормальный гражданин страны. Исходя из этих соображений и возникла идея об отдельном существовании от Союза кинематографистов со всеми его бесконечными дележами недвижимости и не соответствующими истине высказываниями его председателя. Пусть михалков¬ский союз будет сам по себе, а мы — сами по себе. В первую очередь попытаемся остаться приличными людьми, а во вторую — попробуем построить свой домик, чтобы съехать из скандальной коммунальной квартиры, в которую превратился Союз кинематографистов под руководством Никиты Михалкова.
— Вы ссылаетесь на мнение народа, которому якобы опротивел Союз кинематографистов. Но откуда вам известен глас народа? Численное преимущество пока у старого союза.
— А вы почитайте, что пишут про Михалкова в интернете. Наши чиновники
— Что значит «сомнительная экспертиза»?
— Да то, что компания Movie Research не может осуществ¬лять исследование по заказу государства, поскольку она давно сотрудничает с теми, кто потом выигрывает конкурсы. Где такое возможно? У нас, что, Азия? И не надо удивляться, что на русские фильмы не ходят, если мы даже не можем найти нормальную экспертную компанию. Кино — это конкуренция. Любое кино. И зрительское, и авторское. Побеждает тот, кто лучше. А в России это абсолютно не обязательно. Схема такая: в исследовании компании Movie Research все построено на баллах, которые засчитывают фильмам за прокат, за телерейтинг, за участие и за победы на крупнейших фестивалях. Дальше баллы суммируются, и выбираются лучшие компании. Но происходят странные вещи. Например, вся страна знает, что замечательный фильм «Возвращение» завоевал множество призов. Но в исследовании «забывают» посчитать одного из «Золотых львов» Звягинцева. И компания — производитель фильма — не входит в шорт-лист. Вопрос: что, Михалков не знал о «Золотых львах» «Возвращения»? Или директор Нового фонда кино Сергей Толстиков не знал? Про часть фильмов просто забыли. Забыли про Федорченко, про Сокурова. Про себя не говорю. Тут как раз понятно — вычеркнули за характер. Да я и не в претензии.
— Как вы относитесь к строительству гостиницы студии Никиты Михалкова «ТриТэ» в Малом Козихинском?
— Вся наша страна сегодня превратилась в Малый Козихинский переулок. Всеми уважаемую актрису Татьяну Догилеву, выступившую против строительства гостиницы, выгоняют из Союза кинематографистов, и почему-то именно в этот момент горит дом, жители которого мешают Михалкову строить эту гостиницу. Это та нездоровая реальность, в которой мы существуем. Я не хочу жить в той болезненной атмосфере, которая воцарилась в Союзе кинематографистов. Огромная киноиндустрия оказалась в заложниках чьих-то личных интересов и неких болезней руководства, которыми должны заниматься профессиональные доктора, в частности психиатры.
— Вы думаете, что жилой дом № 12 в Козихинском переулке подожгли с определенной целью, и это было вовсе не короткое замыкание?
— Думаю, что мы никогда не узнаем. Я хотел бы верить, что это проводка. Но я помню, что, когда началась перестройка, загадочным образом все выгодные места в хороших местах сгорели. А потом на их месте появились новые дома, но совсем другой этажности.
— Татьяну Догилеву сторонники Михалкова обвиняют в том, что она активно выступает против строительства гостиницы в Малом Козихинском переулке ради пиара своего дебютного романа. Об этом в телеэфире заявила журналистка одной известной газеты. Вам не кажется, что все это некрасиво?
— Догилева — прекрасная актриса, которая живет своей жизнью. Кстати, она не хочет вступать ни в какой Киносоюз. Она имеет право говорить то, что считает нужным. И не надо всех обвинять в заговорах и в преследовании личных интересов, как это делает Никита Сергеевич. У нас уничтожили целые районы старой Москвы, а теперь выясняется, что зря уничтожили. Только уже поздно. Татьяна Догилева считает, что строительство гостиницы в старинном месте Москвы нанесет ущерб историческому облику города, и у нее на это есть все основания. Она имеет право выражать свое мнение согласно Конституции страны.
— Ваш мастер по ВГИКу Сергей Александрович Соловьев считает, что революцию в кинематографии делают поколения. Были фронтовики — Чухрай, Бондарчук, потом шестидесятники — Тарковский, Шепитько. Что отличает ваше поколение? Чего вы хотите от жизни?
— Мы хотим жить в государстве, где люди имеют возможность заниматься своей профессией. Куда делись наши ученые? В прошлом году научных патентов в России было зарегистрировано в три раза меньше, чем в одной китайской компании, производящей сотовые телефоны. У нас две главные беды: всевластие чиновников и отсутствие единого культурного пространства, в котором формируются достижения и науки, и спорта, и культуры. Это та питательная среда, из которой произрастает будущее любой страны. Вспомните
— Не кажется ли вам, что за Михалковым и его союзом — недвижимость, власть, авторитет председателя, а вы с вашим Киносоюзом похожи на
— Художник должен заниматься не недвижимостью, не политикой, не интриганством, а своим делом. Андрей Тарковский и Михаил Ромм своих гостиниц не строили и политических манифестов не писали, но при этом были прекрасными режиссерами. Люди, которые снимают кино, должны снимать кино, а не собирать налоги с болванок. И тогда у нас будет великая культура. Не квадратными же метрами измеряется талант. Какая разница, сколько квадратных метров было у Чехова? Главное, что был Чехов с его произведениями, не так ли? Почему огромное количество молодых людей уезжают на Запад, пытаясь устроить свою жизнь