Напомним, что речь идет об уникальных экспонатах, предоставленных ведущими музеями Москвы (ГМИИ имени Пушкина, Третьяковская галерея) и Санкт-Петербурга (Эрмитаж и Русский музей). Это знаменитые полотна Матисса, Гогена, Ренуара, Пикассо, Кандинского, Малевича - всего 120 произведений, что называется, из первого ряда мировой живописи. Сейчас они с успехом демонстрируются в Дюссельдорфе, а после Нового года вместо запланированного Лондона вернутся на родину. Об этом сообщила директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Антонова. "Мы могли пойти на эту выставку только в случае полной правительственной гарантии принимающей стороны, то есть Великобритании, на ее возвращение", - напомнила она. Однако затянувшиеся переговоры так и не увенчались успехом.
Яблоком раздора стали несколько европейских компаний, которые хотят предъявить финансовые претензии к нашей стране, а также потомки известных русских коллекционеров, пытающиеся вернуть художественные ценности, некогда национализированные большевиками. Так, в частности внук Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко с 1993 года завалил суды Франции, Италии и США исками о возвращении ему коллекции деда (кстати, именно бывшие щукинские картины составят основу нынешней выставки). С другой стороны, есть реальная опасность повторения истории двухлетней давности, когда по требованию фирмы "Нога" Швейцария арестовала 54 находившиеся "на гастролях" картины из Пушкинского музея страховой стоимостью около 1 млрд. долларов. И только благодаря специальному решению швейцарского правительства полотна вернулись в Москву.
А в нынешней ситуации наших музейщиков насторожил тот факт, что в Великобритании нет закона, защищающего гостевые выставки. Подобный законопроект только рассматривается в парламенте. Кстати, какие бы гарантийные письма сейчас ни выдавало британское правительство, все они ничего не значат для суда, который не подчиняется этой ветви власти. Береженых - Бог бережет, решили в российском Минкульте. А подогретым скандальным ажиотажем лондонцам придется ждать, когда выставка "Из России: французские и российские шедевры живописи 1870-1925 годов" сможет приехать к ним без риска быть арестованной.