ИРОНИЯ СУДЬБЫ: ЛЮБИШЬ ОДНУ, ЖЕНИШЬСЯ НА ДРУГОЙ...

По уже сложившейся традиции отечественные кинопродюсеры, подобно доброму Дедушке Морозу, стараются в канун Нового года извлечь из волшебный мешков самые сладкие, самые ожидаемые фильмы-подарки. В этом году расторопные кинодеятели решили не дожидаться боя курантов и последующих новогодних каникул. А потому уже завтра в кинотеатрах стартует фильм "Ирония судьбы. Продолжение", который задолго до выхода на экраны получил титул "главного кинособытия года".

Картину Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!" знает наизусть абсолютно все население пространства, некогда именуемого Советским Союзом. Весомая часть жителей одной шестой части суши с удовольствием пересматривает "запиленную до дыр" ленту, коротая с ней новогодний вечер. "Ирония судьбы..." - такой же неизменный атрибут праздника, как бутылка шампанского и салат оливье на столе. Спустя 30 лет с момента создания этой рязановской нетленки амбициозные продюсеры, идеологи мега-кассовых "Дозоров" Константин Эрнст, Анатолий Максимов, а также сценарист Алексей Слаповский и режиссер Тимур Бекмамбетов решились на беспрецедентный шаг, на который не отваживался даже сам автор киношлягера: снять продолжение всенародно любимой ленты.
Константин Эрнст: "Использовав оригинальное название первой части, мы честно добавили: "Продолжение". Потому что это именно продолжение. История, которая случилась 30 лет назад и которая вполне могла случиться сейчас. Почему мы хотели сделать этот фильм? "Первоисточник" Эльдара Рязанова для всех живущих в России является уже не просто фильмом. "Ирония судьбы" - часть памяти каждого из нас. И время от времени все мы задаемся вопросом: а что случилось с этими людьми - Женей Лукашиным и Надей Шевелевой, как там они дальше жили?
Финал рязановской картины открытый. Мама Жени Лукашина говорит: "Поживем - увидим". Можно представить, что герои счастливо зажили и все у них прекрасно сложилось. Но в этом нет драматургии, на этом не сделаешь кино. Мне кажется, им было трудно сойтись. Это было видно и в фильме Рязанова. Кто сказал, что Надя, приехав в Москву к Жене, у которого очень сильная, волевая мама, долго там проживет? Вот мы и придумали, что они через некоторое время расстались. Более того, герой Мягкова приезжал на следующий Новый год, но как всегда опоздал. Она его ждала. И не дождалась. И во втором часу ночи пошла к подружкам. И случилось так, что они расстались. Хотя продолжали любить друг друга. Женились, выходили замуж, рожали детей, но не забывали о своей любви. Такая любовь по-русски: любишь одну, живешь с другой, а женишься на третьей..."
В версии Тимура Бекмамбетова молодое поколение героев наступает на те же грабли, что и их непутевые родители. Сын Жени Лукашина Костя (Константин Хабенский) - такой же романтик-раздолбай, как и его отец. Ворвавшись спьяну в отношения Нади (Лиза Боярская) и Ираклия (Сергей Безруков), разрушает их псевдо-гармонию. В результате, как и в первом фильме, Надя предпочитает надежному, но "не способному на безумство" Ираклию отчаянного шалопая Костю.
Константин Эрнст: "Героиня Лизы Боярской сделала выбор между очевидно позитивным героем Сергея Безрукова и пьяным героем Кости Хабенского в пользу последнего. Потому что последний может любить. Тем же отличались и герои рязановского фильма. Этот выбор не вызывает отторжения у аудитории".
Кроме модных медийных актеров, зрители увидят и героев первого фильма - Андрея Мягкова, Юрия Яковлева, Барбару Брыльску, Валентину Талызину, Александра Ширвиндта, Александра Белявского и самого Эльдара Рязанова, который мелькнет в эпизоде. Компанию им составят также Вилле Хаапасало, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Виктор Вержбицкий, Константин Мурзенко, Роман Мадянов, Анна Семенович...
Знаменитую Третью улицу строителей на сей раз "нашли" в Праге. Для удобства съемок здесь было выстроено сразу три декорации квартиры, максимально приближенные по эстетике к декорациям фильма Рязанова. Весь реквизит, соответственно, нужно было готовить в двойном, а то и в тройном объеме. За время съемок художники накопили десять грузовиков реквизита. Часть предметов мебели и быта была куплена в пражских комиссионках. А вот раритетные елочные игрушки пришлось везти из Москвы.
Мистические форс-мажорные совпадения сопровождали не только сюжетные перипетии героев. Помнится, Эльдар Александрович сетовал на то, что во время натурных съемок "Иронии судьбы" не было снега, и реквизиторам приходилось тоннами нарезать бумагу. Спустя 30 лет природа сыграла с авторами продолжения ту же злую шутку. Зима выдалась теплая и бесснежная. Декораторам пришлось изрядно потрудиться - благо за 30 лет кинотехнологии ушли далеко вперед. Карнизы украшали искусственными сосульками, окна домов обрабатывали специальным раствором, который, высыхая, имитировал морозные узоры. Из брандспойта заливали места съемок пеной, похожей на снег, а ветродуи создавали метель из целлюлозных снежинок. Кстати, по некоторым сведениям, в фильме ожидается большой объем компьютерной графики, сопоставимый с "Дозорами". Но если там это было оправдано сюжетом, жанром, то зачем пиршество компьютерных спецэффектов в романтической комедии? Вопрос...
Есть вопросы и к тактике, а также к стратегии выхода фильма на экран. Нарушая все привычные схемы, продюсеры не стали показывать фильм ни журналистам, ни коллегам по цеху, ни даже директорам кинотеатров, которым пришлось брать картину практически "вслепую". В кинематографических кругах поговаривают, что продюсеры просто побаиваются представить ленту специалистам. Так или иначе, авторы сиквела изначально рисковали. Простит ли аудитория циничным продюсерам то, что они разрушили любовную идиллию Нади и Жени, - покажут уже первые сеансы. Авторы фильма рассчитывают, что фильм приведет в кинотеатры возрастную аудиторию, которая, по устоявшемуся мнению, в кино не ходит, предпочитая смотреть дома телесериалы. Что ж, посмотрим, удастся ли Эрнсту и компании совершить маленькую революцию в киноиндустрии, затащив 50-летних людей в кинозалы?
По крайней мере "рекламной компании" фильма "Ирония судьбы. Продолжение" может позавидовать любой голливудский блокбастер, ведь его трехчасовой "промо-ролик" крутится на телеэкране вот уже 30 лет, каждый год 31 декабря...
РЯЗАНОВ НОВУЮ "ИРОНИЮ СУДЬБЫ" ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛ
Чрезвычайные меры безопасности предпринимает Первый канал для того, чтобы никто не увидел новую "Иронию судьбы" раньше времени. И в первую очередь ее не должны увидеть пираты...
Всего изготовлена тысяча копий фильма, которые завтра будут доставлены во все кинотеатры России. По некоторым сведениям, каждую коробку с фильмом охраняют два сотрудника секьюрити, которые лично доставляют фильм в кинотеатр и по ходу сеанса следят за тем, чтобы никто не посягнул на драгоценное экранное детище Первого канала. Так что желающим насладиться новогодним кинодесертом волей-неволей придется вставать с дивана и идти в ближайший кинотеатр, где, кстати, ничего конкурентоспособного в эти дни идти не будет - идеологи Первого канала очень точно рассчитали время вброса фильма на экраны.
Продюсеры не скрывают, что они рассчитывают на большой коммерческий успех своей затеи. Заявлена цифра кассовых сборов, к которой будут стремиться создатели фильма. Если "Дневной дозор" собрал в прокате 32 миллиона долларов, то от "Иронии судьбы-2" продюсеры ждут преодоления планки в 50 миллионов долларов, что станет рекордом для российского кинопроката, если, конечно, фильм, которого пока никто не видел, не разочарует зрителей...
Как ни странно, не видел новый фильм и "отец" первой "Иронии..." Эльдар Рязанов, которому мы позвонили вчера. От каких-либо комментариев до просмотра ленты Эльдар Александрович решительно отказался. Сообщил лишь, что новую "Иронию судьбы" ему покажут сегодня в московском киноклубе "Эльдар", куда на единственный вечерний сеанс продюсеры Первого канала приглашают очень узкий круг гостей. Так что несколько сотен "приобщенных" зрителей увидят фильм на полсуток раньше, чем вся остальная страна...
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Яковлев, исполнитель роли Ипполита в фильме "Ирония судьбы":
- Я думаю, что есть одна тема, которая волнует всегда и всех - тема любви. Сейчас это просто ностальгия по чувствам. Хочется нежности, хочется чего-то такого легкого, душевного, сердечного. Чего как раз не хватает современному кинематографу. Именно сердечности и любви, человеческих отношений.
Сергей Безруков, исполнитель роли Ипполита в фильме "Ирония судьбы-2":
- Сложно описать эмоции, с которыми я всегда смотрю "Иронию судьбы". Это невероятно теплая, веселая, грустная и вместе с тем ироничная и романтичная история. В первом фильме все строилось на одинаковых домах, подъездах, планировке квартир. Польская стенка, чешский сервант - это был бич тех времен. Сейчас мы оказались в другой клетке - мобильная связь, интернет, всевозможные продвинутые технологии. Но как бы мы ни закрывались от реального мира этим искусственным миром, на чувственном уровне мы все равно остаемся людьми. Мы зависимы от созданного нами комфорта, но все-таки в нас есть что-то исконное, глубокое, что нет-нет, да и проявится...
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Среди обширной российской киноаудитории уже появились противники фильма "Ирония судьбы. Продолжение". Они основывают свое неприятие новой ленты на просмотре рекламного ролика, который с завидной регулярностью крутится на Первом канале. На просторах Рунета уже появилась страничка "АнтиИрония", авторы которой с неподражаемым сарказмом описывают увиденные ими трейлеры фильма. "Бекмамбетов въехал в наш любимый фильм на своем вампирском бульдозере", - пишет возмущенный интернет-пользователь, априори называя новую "Иронию судьбы" "неконтролируемой мутацией". Ему горячо вторит его духовный сподвижник. "Движение наше растет и ширится. Не всем по пути с "Дозорами" и "Бригадой", - утверждает продвинутый кинозритель и призывает объединяться тех, кому все еще "дорога настоящая романтика".