СТУДКВАРТАЛ: КАКИМ ЕМУ БЫТЬ

О том, что нужно современному студенту для интересной и насыщенной жизни, лучше всего знает он сам. Но чтобы суметь сделать вузовский городок притягательным местом на 24 часа в сутки, организовать пространство для учебы, досуга, отдыха, нужно многое. Например, не просто придумать интересные идеи, но и найти команду единомышленников, научиться правильно презентовать и отстаивать свои проекты и даже просчитывать их окупаемость. Для построения карьеры во взрослой жизни эти навыки могут оказаться бесценными.

Каким же должен быть студенческий городок и учреждения, без которых современному студенту ну просто никак не обойтись? Вопрос был задан не всем студентам России, и даже не всем отличникам. Модель своего Студенческого квартала предложили стипендиаты Благотворительного фонда Владимира Потанина в ходе открытой деловой игры, целых три дня проходившей в подмосковных Химках. Кстати - под пристальным вниманием потенциальных работодателей, представителей бизнеса, власти и СМИ. Они вошли в качестве экспертов в жюри и выбирали лучшие проекты. Работодатели оценивали новаторство и проработанность идей, горячо дискутировали со студентами и одновременно высматривали себе будущих сотрудников. Студенты же, получая одобрение или скепсис экспертов, по-новому могли оценить реалистичность и качество своих проектов, что крайне важно в свете отрыва сегодняшнего образования от жизненных реалий и рынка труда.
Стипендиальная программа фонда направлена на выявление самых перспективных студентов. Только зачетки с отличными оценками было недостаточно: на одну стипендию в этом году претендовали в среднем 10 человек. Из 1983 отличников Москвы по результатам конкурсных отборов такая стипендия была назначена 260 студентам. Оценивались не только интеллект и эрудиция, но и умение работать в команде, нацеленность на конечный результат, способность адаптироваться в новой ситуации и находить нестандартные решения, умение быстро воспринимать и анализировать ситуацию. Ведь именно эти качества особенно востребованы на современном рынке труда.
Всего же в 2006-2007 годах стипендиальная программа охватит 1320 студентов и 132 молодых преподавателя из 67 вузов России. В Москве это - МГУ и Финансовая академия при правительстве РФ, МГИМО и РУДН, Российская экономическая академия имени Г.В.Плеханова, Государственный университет - Высшая школа экономики, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева, Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова и МФТИ, МИФИ и Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина.
За шесть лет в конкурсах фонда приняли участие более 80 тысяч человек, а стипендиатами стали 8180 студентов, причем многие не по одному разу. В этом году размер гранта для преподавателя составляет 36 тысяч рублей, а студенческая стипендия увеличилась с 2000 до 2500 рублей, и получать ее стипендиат будет целый год. Кроме приятной прибавки к обычной стипендии, победителей ежегодно ждет и самое интересное: участие в деловой игре, а это три дня эмоций, общения, азарта и творчества. Здесь рождается дружба, завязываются долгосрочные деловые и научные контакты. Согласно исследованиям, которые проводились среди стипендиатов, 55 процентов из них считают, что участие в таком конкурсе повысило их самооценку.
Итак, служба трудоустройства для студентов? Или сеть доступа к информационным ресурсам университетского городка? А может, гостевой дом для проведения научных конференций? Инкубатор эффективных бизнес-решений и студенческих инновационных проектов? Или вообще производство обогащенных витаминами продуктов для занятых умственным трудом студентов? И даже комната с креслами для короткого сна между лекциями, которая, в чем не сомневаются авторы идеи, будет востребована: разработчики не поленились отыскать серьезные научные обоснования о пользе короткого сна.
Идеи самые разнообразные. Рождались они, правда, не экспромтом. "Потаники", как называют себя стипендиаты, в течение нескольких недель до самой игры общались в интернете, разбились на команды, выбрали капитанов, предлагали бизнес-планы и источники финансирования.
Ксения Фирсова, второкурсница факультета права Государственного университета - Высшей школы экономики, рассказывает: "Как только мы получили задание от фонда, что нам нужно строить свое учреждение в концепции студенческого квартала, мы сразу начали собирать команду. Наш капитан - Виолетта Плешакова, студентка 5-го курса МГУ. В команде много людей, которые уже не первый год становятся "потанинцами". Друг друга мы уже знали, знали возможности каждого. Нам и нужна была такая команда, в которой каждый будет показывать индивидуальные качества, воплощаемые в проект".
О самом проекте команды, которая называется SОDействие, рассказывает Марина Витлина, студентка 3-го курса факультета психологии МГУ: "В вузах достаточно много волонтерских организаций, инициативных групп, но они существуют разрозненными группами. Поэтому мы решили в студенческом квартале сделать единый координационный центр, куда все будут приходить, если, допустим, нужно показать спектакль в детском доме, а нет машины для перевозки реквизита". В итоге предлагаемый командой центр поддержки студенческих инициатив занял в конкурсе первое место.
Студенческие проекты, поданные как презентация на сцене, на самом деле далеко не игрушки. Григорий Дудоров, эксперт, представитель компании АНО "НИИСНДВ", занимающейся сертификацией парфюмерии и косметической продукции, сказал: "Я приехал сюда по собственной инициативе. В прошлом году был на такой же игре, и меня тогда поразило, насколько инновационными были проекты студентов. Вот и на этот раз было немало новых проектов и интересных идей". Как эксперт Григорий Дудоров получил список участников. Он сказал, что обязательно сохранит его. Для него это - база данных, которой можно воспользоваться, если его компании понадобятся молодые энергичные кадры. "Конечно, профессиональные навыки - это важная вещь, но сегодня, когда рынок развивается такими темпами, самое главное для борьбы в конкурентных условиях - это энергичность и гибкость, - сказал он. - И как раз нам требуются такие ребята - студенты медицинских или химических вузов".
Так что есть основания рассчитывать, что виртуальный студенческий квартал когда-нибудь станет реальным, а капитаны студенческих команд - успешными руководителями предприятий, стипендиаты фонда - лидерами российского бизнеса.