Но на этот раз Олег Павлович пошел дальше, он пригласил на постановку "Гамлета" уже известного в Москве режиссера Юрия Бутусова, тоже питерца, который когда-то начинал с этими артистами в Театре имени Ленсовета. Опытный Табаков понимал, что давно сработавшиеся режиссер и артисты в любом случае выдадут интересный результат. Более того, он пригласил на роль Гамлета третьего их товарища Михаила Трухина, который продолжает жить в родном городе и сниматься в телесериале "Улицы разбитых фонарей".
Юрий Бутусов не стал углубляться в дебри сложнейшей пьесы, а "прочитал" ее в жанре крутого детектива, где в роли современного Пинкертона выступает принц Датский. К тому же в прежние времена (по режиссерской версии) он дружил с Клавдием, взошедшим потом на престол после убийства его отца, и с придворным советником Полонием, дочь которого Офелия нравилась ему. Поэтому криминальная разборка идет среди своих и никаких авторитетов здесь не существует. Правда, Гертруда (Марина Голуб) иногда напоминает сыну, что она королева и ей нельзя грубить, но Гамлету, как теперь говорят, все по барабану. Он знает, что мать уже давно спуталась с его ровесником Клавдием, и секс для нее значит больше, чем честь, следовательно, разговаривать с ней можно как с женщиной легкого поведения.
В результате получился "экшн" с налетом эстрадной попсы, где Гамлет, узнав от призрака, что это Клавдий убил законного короля, пытается "замочить" товарища, но по ошибке закалывает Полония... Не стоит дальше пересказывать сюжет шекспировской пьесы в интерпретации Юрия Бутусова, в которой явно прослеживаются мотивы "убойных" детективов, к коим имели прямое отношение три главных исполнителя нынешнего спектакля: Хабенский, Пореченков и Трухин.
Юрию Бутусову удалось уловить современный нерв патовых ситуаций, когда жертва и мститель могут меняться местами, притворяться, строить каверзы, но потом в один момент все переворачивается с ног на голову и человек оказывается у роковой черты. Дальше, как говорит Гамлет, тишина. И только в воздухе витает забытая мелодия прекрасного вальса, как напоминание о безвозвратно ушедшей молодости.
И тем не менее я нередко ловила себя на мысли, что спектакль чем-то меня раздражает. Происходило это в те моменты, когда душка Полоний в исполнении Пореченкова полностью концентрировал внимание публики на себе и начинал "хохмить", словно ярмарочный зазывала. Чувство меры изменяло артисту, и действие уходило совершенно в другую сторону. Довольно часто выступал со своим "соло" и Константин Хабенский в роли Клавдия. Выходя на авансцену, он начинал "рвать страсти в клочья", напрочь забывая о своих партнерах. Надо сказать, что в работе Бутусова вообще много мешанины, и это нарушает логику развития событий, спектакль распадается на "киношные" клипы, когда одна картинка сменяется другой, и все это растворяется в дыму и спецэффектах. Как на дискотеке или на карнавале, где непонятно, кто скрывается за маской: враг или друг, откуда смерть придет.
Так что же по-настоящему удалось в этой постановке? Не хотелось бы вбивать клин между исполнителями, но, по-моему, Михаил Трухин работает лучше всех. Его страстный монолог "Быть или не быть" напоминает, что перед нами разыгрывается трагедия человеческого духа, а не только фарс. Он сумел передать настроения современной молодежи, не желающей принимать участие ни в каких политических интригах, но жаждущей ясности во всем, называющей черное - черным, а белое - белым. Именно этот гамлетовский максимализм оказался созвучен в спектакле нашему времени...