"ДЕКАБРИСТ" ТРОШЕВ

Скандал в Министерстве обороны РФ, возникший после публичного отказа командующего войсками Северо-Кавказского военного округа генерал-полковника Геннадия Трошева от предложения главы военного ведомства Сергея Иванова отправиться на равную должность в Читу, завершился так, как и предсказывал вчера "Труд". Президент России незамедлительно подписал указ об освобождении генерала Трошева от должности и отправил его в распоряжение министра обороны. Командовать СКВО теперь будет генерал-полковник Владимир Болдырев - тот самый, с которым по замыслу Сергея Иванова и должен был Трошев поменяться должностями.

Сам выказавший внезапную строптивость бывший командующий войсками СКВО никак не комментирует случившуюся с ним метаморфозу, поскольку находится вдали от журналистов, в плановой поездке по воинским частям. А политики и высокопоставленные военные вовсю гадают о его дальнейшей судьбе. Причем никто не одобряет вызывающего с точки зрения служебной этики поступка Трошева, позволившего себе обсуждать кадровую политику министра обороны перед телекамерами. Тем не менее многие уверены, что имеющий огромный боевой опыт, популярный в войсках и в стране 55-летний генерал не станет теперь лишь выращивать помидоры на собственной даче. Основная часть мнений сводится к тому, что Трошев, уроженец взятого им же штурмом в 2000 году города Грозного, может вскоре выдвинуть свою кандидатуру на пост президента Чечни.
Идея неожиданная, однако при зрелом размышлении достаточно здравая. В самом нынешнем чеченском обществе, поделенном на не всегда ладящие между собой тейпы, на пост главы республики трудно найти фигуру, в равной степени устраивающую всех. Особенно когда после многолетней гражданской войны в республике кровавой межой между тейпами легла еще и кровная месть за погибших родственников. Трошев, долго проживший на этой земле, знающий местные обычаи, может оказаться кандидатом в президенты, вокруг которого возможен достаточно широкий компромисс. Тем более что, по словам члена Совета Федерации РФ от Чечни А. Завгаева, бывший командующий пользуется среди чеченцев авторитетом. "Примечательно, что Трошев проводил операции в том или ином районе Чечни без особых разрушений и жертв", - подчеркнул Завгаев. В отличие, надо полагать, от некоторых других наших генералов.
Однако тогда возникает вопрос: столь ли уж непродуманным и одними лишь эмоциями продиктованным было скандальное выступление генерала перед телекамерами? Шумный общественный резонанс этой отставки, как показывает российский опыт последних лет, - самый надежный пропуск в большую политику. Вспомним уход с военной службы генерала Льва Рохлина или бывшего командующего 58-й армией генерала Владимира Шаманова, тут же ставшего губернатором Ульяновской области. О том, что Трошев, скорее всего, не исключал своего ухода в политику, свидетельствует нетипичный, мягко говоря, для действующего военного выход в свет в 2001 году его мемуаров "Моя война. Чеченский дневник окопного генерала". В предисловии к книге Трошев, между прочим, написал многозначительное: "Рассказать о войне на Северном Кавказе побудило меня и желание предостеречь всех от повторения допущенных в 90-х годах серьезных ошибок, и политических, и военных".
На определенные размышления наталкивает и сообщение кремлевской пресс-службы о том, что президент России, подписавший указ об отстранении Трошева от должности, одновременно счел необходимым заявить, что высоко ценит его заслуги в контртеррористической операции на Северном Кавказе.
Если эти прогнозы сбудутся, тогда следует признать, что ушедшие в политику генералы-"чеченцы" становятся все более влиятельной политической силой в России, с которой приходится считаться всем. К тому же силой, накрепко связанной общими корпоративными интересами и общей судьбой. А это уже уровень куда более высокий, чем у генералов-"афганцев" во главе с Павлом Грачевым, чьи притязания ограничивались руководством только Вооруженными силами страны.