Мы успели рассказать читателям о результатах соревнования, которые стали известны к моменту подписания "Труда-7". Но на этом праздник не закончился. Самая "ударная" его часть еще предстояла - это гала-концерт победителей, шедший в Колонном зале Дома союзов до позднего вечера.
Над сценой - флаги Армении, Казахстана, Эстонии, Белоруссии, Китая, Украины, Грузии и, конечно, - России. Молодые представители этих восьми стран мерялись в 2002 году силами в исполнении русских романсов. Количество конкурсантов шестой "Романсиады" рекордно: заявок пришло более полутысячи! Но лишь тринадцать ребят дошли до финала. Их, собравшихся на сцене под заботливым оком художественного руководителя конкурса Галины Преображенской, весь переполненный Колонный зал приветствовал главный редактор "Труда" Александр Потапов.
- Если верно, что жизнь соотносится с искусством, как виноград соотносится с вином, то мы вправе сказать, что шестилетняя жизнь нашего конкурса дала немало доброго, неординарного вина молодой талантливости, подлинного музыкально-поэтического искусства. Я думаю, что у "Романсиады" по меньшей мере три очевидных качества. Во-первых, здесь есть победители, но нет проигравших. Замыслили мы ее как силу, которая поддерживает таланты (помня, что бесталанные пробьются сами). За это время появилось уже целое созвездие молодых артистов, которым мы помогли заявить о себе, заявить внятно. Сегодня, слава Богу и отчасти "Романсиаде", они в росте, в движении. Я не говорю уж о таких фигурах, как Николай Басков и Карина Сербина, как Кирилл Попов и Елена Кононенко, которые недавно справедливо почитали за честь победить на "Романсиаде", а сегодня, как слышно, "почитают за честь" петь с ними такие небожители, как Монтсеррат Кабалье, Хосе Каррерас. И еще... наш конкурс изначально ориентирован на широкую, а не только избранную публику. Ради нее во многом и затеян он как движение в пользу качественного духовно-эстетического ее обогащения - в противовес околомузыкальному ширпотребу, обманным болотным огням псевдокультуры. Третье: наш конкурс в меру сил помогает прекрасному, нестареющему жанру романса - искусству при внешней простоте и общедоступности глубокому, интимно-исповедальному, побуждающему жить не столько "умом ума" (если использовать толстовское вы-ражение), сколько "умом сердца".
Последовавший затем концерт, как и вся "Романсиада", действительно явил образцы того духовного единения, о котором говорил инициатор конкурса. Тут и уникальный ансамбль лучших теноров нынешнего состязания, которых приветствовала профессор Московской консерватории Вера Кудрявцева - супруга незабвенного Сергея Яковлевича Лемешева, чье 100-летие со дня рождения мир отметил в этом году. Тут и ставшее совершенным сюрпризом приветствие "Романсиады" и публики вице-спикером Государственной Думы Российской Федерации Георгием Боосом, вполне убедительно исполнившим романс "Ямщик, не гони лошадей".
Особый смысл был в том, как прославленные мастера - члены жюри поздравляли лауреатов. Галантный Вячеслав Резниченко (третья премия) не случайно вышел под руку с почти легендарной Аллой Баяновой, которая на отборочном конкурсном туре крикнула интеллигентному певцу из Таллина: "Браво!" Не случайно талантливейшего цыганского исполнителя из белорусского Гродно Александра Зверовича (третья премия) приветствовал "князь" цыганского искусства России Николай Сличенко. Не случайно признанный мастер камерного пения Карина Лисициан проявила симпатию к тонко-музыкальной Ирине Боженко (вторая премия) из Тюмени. А кто же так слитно споет дуэтом с тбилисцем Давидом Гвинианидзе (первая премия), если не прославленная Нани Брегвадзе? Узнали мы и к кому особо неравнодушна сама Галина Преображенская, когда она в обнимку с солистом Московской оперетты Александром Касьяновым (первая премия) запела "Помнишь ли ты..."
Эти поздравления стали незабываемым напутствием мастеров молодым коллегам. В самом деле, думаю, юная Лариса Андреева из Челябинска на всю жизнь запомнит слова, с которыми к ней прилюдно обратился Владимир Зельдин: "Я хочу пожелать тебе в постижении замечательного искусства романса прежде всего терпения. А еще, как сказал один мой персонаж: мечтать - обязательно! Если обманет мечта - бороться. Если побежден - не смиряться перед самой непосильной задачей. И так - до скончания времен..."
Ну а полуминутное выступление легендарного Александра Ведерникова, спевшего молодому солисту Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрию Степановичу "Я вас люблю, хоть я бешусь...", стало настоящим мини-мастер-классом не только вокального, но и актерского искусства.
Совсем особый момент наступил в конце вечера, когда на сцену вышли главный редактор "Труда" А.Потапов и лауреат самой первой "Романсиады", чье имя нынче не нуждается в представлении, - "звезда оперы" и эстрады Николай Басков, а между ними стоял счастливый обладатель Гран-при, присуждаемого впервые в истории "Романсиады", - Чингис Аюшеев из Бурятии.
- Дорогой Чингис! - обратился к нему Николай. - Мне приятно, что у вас в Бурятии знают, как пением растопить сердца жюри. Шесть лет назад я в этом самом зале получил лишь вторую премию... Ты сегодня так самозабвенно пел, что, думаю, отозвалось сердце каждого в этом зале. Николай Алексеевич Сличенко как-то сказал: "Коля, чтобы петь романс, надо пожить..." Ты сегодня не просто пел - ты жил в романсе. Браво!
БУДУЩАЯ ЗВЕЗДА ИЗ ВЕРХНЕГО ИЧЕТУЯ
Пока на сцене Колонного зала гремел заключительный концерт конкурса, за кулисами мы поговорили с обладателем Гран-при Чингисом Аюшеевым. До его выхода оставались считанные минуты, но в облике этого 26-летнего парня ничто не выдавало обычного в таких случаях артистического волнения.
- Я родился в бурятской деревне Верхний Ичетуй Джидинского района, что в 250 километрах западнее Улан-Удэ. Несмотря на то что селение наше довольно большое - 300 дворов, - музыкальная школа в нем отсутствовала. И у меня было самое обычное деревенское детство. После окончания средней школы я спокойно ждал, когда призовут в армию. И вот на одной вечеринке - проводах одноклассника во время застолья я вдруг (не знаю, что на меня нашло) вместе со всеми затянул припев знакомой песни. Сильный звук моего голоса всех удивил, в том числе и меня самого.
Этот случай никак мою жизнь не изменил. Я просто не знал, что делать с открывшимся даром. Но моя мама вскоре уговорила преподавателей Улан-Удинского музыкального училища послушать и 18-летнего переростка. Я там впервые "вживую" увидел рояль - чередование белых и черных клавиш мне показалось забавным. В училище я попал к одному из лучших в России преподавателей по вокалу. Ученики заслуженного деятеля культуры России Вячеслава Баембаевича Ембаева поют в лучших театрах страны.
После училища приехал поступать в Московскую консерваторию. Сейчас я уже на пятом, выпускном курсе, занимаюсь у Бориса Николаевича Кудрявцева. И еще я благодарен своему концертмейстеру Елене Львовне Рыбчевской, которая выступала со многими известными певцами, в том числе и с Евгением Нестеренко.
За "Романсиадой" я внимательно следил последние три года. Месяц назад победил на "Сибирской Романсиаде" в Томске, где мне подарили музыкальный центр. Так я получил возможность спеть в финальном туре конкурса на сцене этого знаменитого зала. Надо сказать, что в этом году был исключительно сильный состав конкурсантов. С такими голосистыми исполнителями я еще не состязался. До сих пор не могу поверить в свою победу. Это просто фантастика!
Сейчас я точно не скажу, кто из моей многочисленной деревенской родни выписывает газету "Труд", а кто нет, - поэтому на всякий случай закуплю побольше номеров с публикациями о "Романсиаде" и всем разошлю по почте. К сожалению, мои родители у себя в колхозе уже много лет не получают зарплаты и не в состоянии мне помогать материально. Поэтому впереди у меня много забот. Уже получены приглашения в аспирантуру и на участие в других российских и международных конкурсах. Но главное - есть большое желание работать.
НАС ПРИВЕТСТВУЮТ
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II.
Дорогие друзья! Сердечно приветствую участников, гостей и организаторов традиционного праздника русского романса, снискавшего добрую славу как в Отечестве, так и за его пределами. Отрадно наблюдать в наши дни живой творческий интерес артистической молодежи к бесценному историческому и культурному достоянию нашего народа. Надеюсь, что традиционный конкурс "Романсиада", убедительно свидетельствующий о русском романсе как о драгоценной, неотъемлемой исторической части нашей культуры, будет и впредь воспитывать в наших современниках высокие чувства и благородные помыслы. Желаю благословенных успехов и помощи Божией конкурсантам, зрителям и организаторам "Романсиады", всем почитателям и популяризаторам классического русского романса.
Аман ТУЛЕЕВ, губернатор Кемеровской области:
- Приветствую участников, гостей и зрителей заключительного гала-концерта Всероссийского открытого конкурса молодых исполнителей русского романса. Искренне рад, что "Сибирская Романсиада", состоявшаяся в Кузбассе в 2000 году, стала началом доброй традиции проведения региональных конкурсов в разных краях России...
Наталья ДЕМЕНТЬЕВА, зам. министра культуры России:
- Есть в полной суеты предновогодней Москве место, которое притягивает как магнит. Это наш Колонный зал Дома союзов. Наверное, это идет еще от детства, от праздничных елок... Уже который год мы бежим сюда на "Романсиаду", покончив с дневными делами. Министерство культуры России помогает этому конкурсу давно. Мы постоянно радуемся творческому росту наших участников. Я уже как-то говорила, что, наверное, потому и соединились в поддержке этого благородного дела затеявшая все это газета "Труд", мое ведомство и другие солидные организации, что в основе романсового искусства как всякого подлинного творчества лежит ТРУД - уже без кавычек. Огромный труд родителей, вырастивших этих ребят, труд выучивших их педагогов, каждодневный труд самих конкурсантов.
Зинаида КИРИЕНКО, народная артистка СССР:
- Безмерно люблю трудовскую "Романсиаду". После каждого конкурса с новой силой ощущаю, как духовно богат и талантлив наш российский народ. И у меня просто сердце болит, что это наслаждение, которое мы пережили во время выступления молодых талантливых певцов, стало уделом лишь тех счастливцев, что попали в Колонный зал Дома союзов и концерты региональных "романсиад". Спасибо, конечно, каналу ТВЦ, который покажет трансляцию этого чудесного вечера. Но этого мало! Настоящую вокальную культуру, высокое искусство романса, где в гармонии живут великие стихи и великая музыка, надо, извините, насаждать с экранов центральных каналов, как насаждают нам сегодня безголосую, бесполую попсу. Я верю, что такой поворот в умах руководителей телеканалов произойдет еще на моей жизни...
Александр ТОРШИН, заместитель председателя Совета Федерации РФ:
- Меня, представителя верхней палаты парламента, отражающей интересы российских регионов, впечатляет то, что Гран-при "Романсиады" завоевал певец из далекой бурятской деревни. Это лишний раз убеждает: духовные истоки России по-прежнему живы и являются для нашего многонационального народа той "живой водой", которая укрепляет силы и традиции нашего Отечества. "Романсиада", на мой взгляд, по своему уровню и задачам вполне достойна того, чтобы стать общероссийским фестивалем под патронажем главы государства или российского правительства.
Юрий КОЛЕСНИКОВ, писатель, герой России:
- Я много слышал о "Романсиаде", которая уже несколько лет проводится под эгидой "Труда", но в Колонный зал на гала-концерт конкурса попал впервые. Непосредственные впечатления зрителя и слушателя превзошли самые лучшие ожидания: праздничная и в то же время естественная атмосфера, высокий уровень молодых исполнителей из разных стран и регионов России, авторитетное жюри, куда входят, пожалуй, самые известные мастера жанра от Аллы Баяновой до Николая Баскова, переполненный зал... Оказывается, какая огромная аудитория у русского романса, как много у него взыскательных, заинтересованных поклонников, для которых высокая поэзия и музыка, истинная культура - не пустой звук. А ведь, если судить по тому, что каждый день передает телевидение, все это - в прошлом. А сегодня - безраздельное господство попсы, примитива, дурновкусия. Хорошо, что это не так.
Как это ни высокопарно звучит, в такие минуты возвращается и крепнет надежда, что у нас еще не все потеряно, что страна возрождается. И в этом смысле организаторы "Романсиады" сами вряд ли в полной мере представляют масштаб того, что они делают...
Сергей БАТАЛОВ, заслуженный артист России:
- Я уже второй раз на "Романсиаде". Обязательно приду и в третий, и в четвертый раз. Многое на конкурсе мне искренне нравится. Но, думаю, ему есть куда развиваться. Например, мне бросилось в глаза, что среди конкурсантов преобладают певцы с музыкальным образованием и почти совсем нет драматических актеров. А ведь при исполнении романса важны не только голос и общая вокальная культура, но и умение прожить на сцене кусочек жизни, прочувствовать сердцем то, о чем поешь. И здесь без мощной подпитки со стороны огромного числа "поющих актеров" конкурсу, как мне кажется, не обойтись.
Владимир ЛЫСЕНКО, заместитель председателя думского Комитета по делам Федерации и региональной политике:
- Я хожу на все финальные конкурсы "Романсиады" и хочу отметить, что они стали заметным явлением культурной жизни России. Лично я получаю мощный заряд положительных эмоций. Отрадно, что "Труд" сумел придать "Романсиаде" масштабность, где участвуют певцы не только России, но и стран СНГ и дальнего зарубежья. Многие лауреаты "Романсиады" поют сейчас в ведущих театрах России. Можно сказать: "Труд" стал "кузницей кадров" для высокого отечественного искусства.
БЛАГОДАРИМ ЗА ПОДДЕРЖКУ "РОМАНСИАДЫ-2002" Всеобщую конфедерацию профсоюзов, ЗАО "Дом союзов", Московскую федерацию профсоюзов, Департамент общественных и межрегиональных связей правительства Москвы, администрацию Томской области, администрацию Подольского района Московской области, Союз армян России, Общероссийскую организацию малого и среднего предпринимательства "Опора России", ОАО "Нефтяная компания "Лукойл", ОАО "Щербинский завод электроплавленных огнеупоров", авиакомпанию "Сибирь", российский Государственный открытый технический университет путей сообщения, ООО "Кондитерская фабрика "Конфаэль", ОАО "Востокгазпром", ООО "Цептер Интернациональ", издательский дом "Экономическая газета", Союз цементников России, ОАО "Московский Дом моды Вячеслава Зайцева", агентство "Ириас" и других меценатов.