"ЗДЕСЬ ТАК ОТРАДНО И СВЕТЛО"

Рамазан АБДУЛАТИПОВ, член Совета Федерации, председатель Совета Ассамблеи народов России:

Рамазан АБДУЛАТИПОВ, член Совета Федерации, председатель Совета Ассамблеи народов России:
- Некоторые политики утверждают, будто сегодня наблюдается столкновение цивилизаций. Неправда, сталкиваются невежества, а цивилизации, культуры взаимопроникают, обогащают друг друга. И это лишний раз доказывает трудовская "Романсиада", на которой и русские, и украинцы, и казахи, и киргизы, и армяне, и абхазы соревнуются, исполняя русские романсы. Романс воплощает единство нашей музыкальной культуры.
Зинаида КИРИЕНКО, народная артистка СССР:
- Сама уже довольно давно пою, выступаю с концертами. Мой привычный репертуар - те же романсы, народные песни. И хотя публика принимает мои выступления "на ура", иногда, скажу честно, закрадывается малодушное сомнение: а нужно ли этим заниматься и впредь? Может, нашему обществу уже достаточно вот этого: "За копейку, за таблеточку сняли малолеточку"? Но, оказывается, есть в провинции и другое: молодые, сильные, чистые голоса, которые я услышала на "Романсиаде". Это для меня стало буквально глотком свежего воздуха.
Валерий КУБАСОВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза:
- В мое время на орбите космонавты слушали разную музыку. Но все же предпочтение отдавалось русским песням и классике. А я особенно любил романсы в исполнении Шаляпина и Руслановой. В романсе проявляется русская душа. Романс не прозвучит у безголосого халтурщика, каких тьма в современной поп-музыке. Мы с женой не первый год страстные поклонники "Романсиады". Отрадно видеть, что у нас есть талантливая певческая молодежь с большим будущим - это подтверждает судьба лауреатов конкурса. А заключительный вечер Всероссийского, уже международного конкурса прошел просто блестяще.
Римма МАРКОВА, народная артистка России:
- Я потрясена. Я увидела, услышала столько ярких молодых певцов: лауреатов четырех ваших "Романсиад". Господи, как же богата наша земля талантами! У всех финалистов голоса просто сумасшедшие! Вышла девочка из подмосковного поселка - и как загвоздила! Никакой крикливой поп-диве такое и присниться не может. Честь и хвала "Труду", который, кстати говоря, я выписываю уже 50 лет, что под его эгидой свершается такое благородное дело.
Анатолий КУЛИКОВ, депутат Государственной Думы, генерал армии:
- Мы с женой впервые присутствуем на гала-концерте трудовской "Романсиады". Должен признаться, получили истинное наслаждение. Особенно впечатляет, что задумывалось это как сугубо российское творческое состязание молодых исполнителей, а превратилось в международный праздник русского романса - представлены были 13 стран! Полностью согласен с Николаем Сличенко, что подобные конкурсы "приближают нас к Храму".
Вера АЛЕНТОВА, народная артистка России:
- Я в первый раз пришла на "Романсиаду", жалею, что не была у вас раньше. То, к чему я сегодня прикоснулась, вызвало у меня чувства полузабытые, но оттого не менее приятные. Поэт сказал: "Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь". И она невольно начинает трудиться, когда ты слышишь замечательную поэзию, положенную на замечательную музыку. Но романс ушел за последние годы из нашего обихода, оказавшись повсеместно вытесненным эстрадой. Она мне, безусловно, менее близка, но я вынуждена ее слушать - она везде. И то, что "Труд" поднял такой большой конкурс, что его финал регулярно проходит в Колонном зале Дома союзов, - это замечательно.
Владимир ДАШКЕВИЧ, композитор:
- За одно то, что мне "открыли" Согомоняна, я благодарен устроителям романсового конкурса. Было немало очень симпатичных конкурсантов, но это - настоящий талант. Важно только, чтобы с ним работали чуткие педагоги, развивали бы его именно как артиста, а не как "ремесленника вокала"... Самой же "Романсиаде" я бы пожелал четкого разделения микрофонного пения и акустического. Это практически разные жанры певческого искусства. Тогда не будут возникать неловкие ситуации, когда артиста, обладающего классическим голосом, зачем-то заставляют петь в микрофон, да еще речевой, как в этом зале. А конкурсантам желаю одного - больше работать над собой. Посмотрите, как заботятся о ровном звучании голоса, об эффектных верхних нотах трудолюбивые корейцы и китайцы - участники конкурса! У наших такого трудолюбия я не обнаруживаю...
Наталья ДЕМЕНТЬЕВА, заместитель министра культуры РФ:
- Главное - чтобы конкурс продолжался. В том, что так и будет, у меня нет сомнений. Ведь за дело взялась газета с прекрасным названием "Труд"! А сколько воодушевления и сил вложили сами конкурсанты, их педагоги, их родители... Я уверена, что это благородное начинание будет поддерживаться нашим государством, главами местных администраций, органами культуры. В конце концов, культура и труд - то, что делает человека человеком.
РАССКАЗЫВАЮТ ПОБЕДИТЕЛИ:
Сергей ЛАШМАНОВ, студент III курса факультета музыкального театра РАТИ:
- Впервые я увидел концерт трудовской "Романсиады" по телевизору в 1997 году, когда среди ваших конкурсантов был ныне блещущий на сцене Николай Басков. Тогда я даже не мечтал о том, что сам когда-нибудь окажусь на сцене Колонного зала. В прошлом году участвовал в отборочном конкурсе в Туле, но в Москву не попал, а в этом году удача улыбнулась мне. Разделив победу в Волжской "Романсиаде" с Владимиром Александровичем, получил приглашение на заключительный тур. Вообще-то пою я давно, преподавательница музыки еще в детском саду заметила способности и посоветовала родителям отдать меня в нижегородскую хоровую капеллу мальчиков. Они, люди от искусства далекие (оба работают на промышленном предприятии), послушались ее совета. Но Нижний Новгород от Дзержинска - в 40 километрах, каждый день не наездишься, и повезла меня бабушка в интернат. Через два года я вернулся домой, нагрузки оказались слишком тяжелыми, и в 9 лет поступил в обычную музыкальную школу. В пятом классе вдруг полюбил оперу, просил у своего педагога пластинки и по вечерам слушал их. Влюбился в "Пиковую даму". Учителя уже тогда понимали, что химия, физика, математика для меня - не главные предметы, и школу я окончил с довольно приличными отметками. Потом учился на вокальном факультете нижегородского училища имени Балакирева, параллельно занимался в любительском театре в Дзержинске и понял, что мое призвание - музыкальный театр. Так оказался в Москве. Трудно сказать, как сложится дальше моя судьба, но я мечтаю сняться в каком-нибудь музыкальном фильме или сыграть в мюзикле наподобие "Норд-Оста".
Арсен СОГОМОНЯН, студент I курса Ереванской консерватории:
- В нашем роду никто не пел. Разве только бабушка, она когда-то жила в Румынии и знает много румынских песен. Представляю, как она будет рада, когда узнает, что я победил! В нашей семье привыкли всего добиваться собственным трудом. Чтобы мама могла не работать (она вырастила меня и мою старшую сестру одна), я пошел работать с 13 лет. Зарабатывал пением шлягеров. Но это был не самый приятный период в моей жизни, я хочу его поскорее забыть. Из-за работы стал неважно учиться в школе. Выручал голос: прихожу, не подготовившись, на урок, учитель спрашивает: "Готов?" - "Нет" - "Ну тогда иди к доске, пой "Санта-Лючию"..." В то время я уже занимался с замечательным педагогом Лианой Тер-Ованесян, которая стала моей первой наставницей в музыке. Другой педагог, уже по консерватории, Рафаэл Акопянц, сделал все возможное для того, чтобы я принял участие в "Романсиаде". Занимался со мной днями и ночами, поддерживал, убеждал, вселял веру в свои силы.
Очень хочу поблагодарить за помощь Посольство России в Армении и лично Галину Дрюкову - супругу посла, которая сумела найти спонсоров для моей поездки, вначале - в Белоруссию, потом сюда, в Москву. Если бы видели, как меня встречали в Ереване после возвращения из Минска! Вся консерватория ждала меня с цветами, поздравлениями. Все - от ректора до уборщицы - радовались моему успеху. Но еще больше - тому, что дружба между Россией и Арменией по-прежнему крепка. Перед поездкой в Москву мне говорили на занятиях: "Береги голос для выступления в Колонном зале, это же такая честь - петь там!"