СИНДРОМ ЭКОНОМ-КЛАССА

Роковой кровяной сгусток образовался во время тягостного 20-часового перелета по маршруту Сидней - Лондон. Зажатая спереди и с боков соседними креслами, вдыхавшая пересушенный, регенерированный воздух в течение всего путешествия 28-летняя англичанка Эмма Кристоферсон сразу скончалась после приземления - тромб проник в легкое и сердце.

Нет, она не относилась к пассажирам, находящимся по причине плохого здоровья в "зоне риска". Эмма никогда не курила, ничем серьезно не болела, активно занималась спортом. Ее убил так называемый "синдром эконом-класса", вовсе не относящийся к экзотическим недугам. Ежегодно, по статистическим данным Европейского союза, регистрируется по 90 тысяч случаев "летного" тромбоза, треть из них - в Великобритании, судя по сообщению Би-би-си. При этом запросы, направленные в госпитали разных стран содружества, показывают, что среди пациентов весьма высока доля тех, кто перед этим находился в воздухе, а полет длился от четырех часов и более. На их состоянии сказалось и отсутствие "свободы маневра" для ног, вызывающее застой крови, и обезвоживание организма.
Приобретенный тромб, сообщает Франс Пресс, может проявиться даже через несколько недель, а это затрудняет диагноз в случае летального исхода - трудно установить первопричину как внезапной смерти, так и болей в ногах и суставах. Подвержены этой напасти, как водится, лица пожилого возраста, женщины "в интересном положении" или принимающие противозачаточные средства, больные-хроники с варикозным расширением вен и раковыми заболеваниями. Нужно опасаться подхватить этот "синдром" и попросту тучным людям, а также всем, кто по той или иной причине находится под нервно-эмоциональным давлением, то есть под стрессом.
И все же виновник не внутри, а вовне, поскольку доказано: чем больше расстояние между рядами в салоне, тем меньше вероятность возникновения тромба. Все зависит от авиаперевозчика: одних скаредность начиная с 1980-х годов побуждала добавлять в салонах самолетов новые ряды кресел и добиваться всеми правдами и неправдами полной загрузки, другие ищут сегодня новые пути получать доходы при сохранении прежнего уровня и даже повышении комфортности.
Немецкие эксперты провели исследование и установили, что великодушнее других владельцы японской авиакомпании "Олл Ниппон эйруэйз", малайзийской "Мэлэйжиа эйруэйз", таиландской "Таи эйруэйз" и канадской "Эйр Кэнэда". На самолетах этих фирм расстояния между креслами в эконом-классе, как правило, составляет 86 сантиметров. В то время как у британской "Британиа" - всего 77. Никаких нарушений нет, поскольку закон в Британии устанавливает предельно допустимый "зазор" в 66 сантиметров, который позволяет пассажиру выбраться со своего места в случае возникновения "нештатной", то есть аварийной, ситуации. Однако британская же Ассоциация потребителей предлагает ввести иную норму - 31 дюйм, или 78,74 сантиметра, утверждая, что она является разумно достаточной для обеспечения минимального комфорта.
До сохранения "регулирующей" функции государства за пассажирскими авиаперевозками обычно две трети мест на борту были заняты. Сегодня в условиях жесткой конкуренции владельцы авиакомпаний стараются выжать по максимуму - в горячий сезон не найти свободных мест. В среднем заполняемость достигает теперь 75 процентов. Обеспечить это удается тем, что на конкретный рейс компании предлагают до 100 различных тарифов: есть "специальные предложения", сезонные скидки и скидки "выходного дня", льготные билеты для студентов и так далее. Доктор Джордж Уилльямс из колледжа аэронавтики выносит свой приговор: авиакомпании изменили свою стратегию для извлечения прибылей по максимуму.
Эта тенденция, справедливости ради отметим, сбалансирована двумя нововведениями. Во-первых, стремлением собственников авиакомпаний заручиться благосклонностью самой состоятельной категории клиентов - коммивояжеров и бизнесменов, не скупящихся на дорожный комфорт. Австралийская компания "Куонтас" предлагает тем, кто приобрел у нее билеты в бизнес-салон, небывалый прежде простор - до впереди стоящего кресла аж целых 50 дюймов, или 127 сантиметров. Подсчитано, что в прошлом году авиакомпании потратили 4 миллиарда долларов на то, чтобы заманить к себе этих самых выгодных пассажиров.
Во-вторых, все более часто практикуется и такой подход - "Америкэн эйрлайнз", к примеру, убирает два ряда кресел, чтобы накинуть каждому пассажиру по 5 дополнительных дюймов. Появляется и своего рода "люкс" в туристическом классе, где больше свободы для ног, но нет всех других благ бизнес-класса.
С выходом на трассы гигантских "летающих автобусов" по типу задуманного концерном "Эйрбас индастриз" суперлайнера А3ХХ заметно увеличится отпущенное пассажирам на время пути жизненное пространство. Кстати, "Бритиш эйруйэз" получила заключение специалистов НАСА: полный отдых в полете достижим только при полностью горизонтальном положении. Так что впору ожидать массового производства в будущем если не "спальных мест", то раскладывающихся кресел, легким движением руки превращающихся в лежаки.
А в ожидании лучших времен стоит прислушаться к советам бывалых людей и экспертов, рекомендующих носить в самолете свободную одежду, подкладывать под спину подушку, надевать удобную обувь, а еще лучше - сразу после взлета ее снимать, регулярно делать стопой движения вверх-вниз и прохаживаться по салону. При особо длительных перелетах с промежуточными посадками пользоваться моментом и прогуливаться по залу. Надлежит много пить, но только прохладительные напитки и соки, а никак не алкоголь, разве что бокал шампанского для стимуляции кровообращения. Короче, помните: сохранность здоровья в дальней дороге - и в ваших руках.
В России в отношении воздушных лайнеров действуют "Нормы летной годности", или, как их теперь называют, "Авиационные правила", устанавливающие, к примеру, ширину прохода, чтобы пассажиры могли покинуть салон в случае аварийной посадки без угрозы получить смертельную травму. Такое разъяснение редакция получила от Сергея ВЕЛИКАНОВА, консультанта отдела воздушных судов транспортной категории Авиационного регистра МАК. По его словам, "минимальный шаг" между рядами кресел продиктован соображениями безопасности, а не комфорта.
По сведениям редакции, наша норма - 754 мм.
Кстати, на "древнем" Ил-18 расстояние от коленок до спинки впереди сидящего было больше, чем сегодня на иных самолетах, заметил С. Великанов. В принципе частные авиакомпании, а таковых в России, напомним, насчитывается сегодня порядка 300, вольны сами определять степень комфорта, тем более что в наших правилах отсутствуют такие понятия, как "первый класс", "бизнес-класс" и "эконом-класс".