Из-за обвала спроса бренд Louis Vuitton закрывает три бутика в Китае
Знаменитый бренд Louis Vuitton объявил о закрытии трех бутиков в Китае, в том числе и на старейшей своей торговой точке на местном рынке — в Гуанчжоу. Объяснение простое: резкое снижение спроса на товары класса люкс и премиум. Неделей раньше итальянский дом моды Prada SpA заявил о сокращении чистой прибыли за шесть месяцев текущего года на 23%. Тенденция! С начала 2015-го спрос на премиальные товары на основных мировых рынках неуклонно снижался и к середине ноября потерял 15% по сравнению с прошлой осенью. За год закрылось около 28% бутиков. Число посетителей сократилось на треть. А что Россия? А что Москва? Мы, говорят, в тренде.
Даже в относительно сытом 2014-м целевая аудитория российских бутиков не превышала 0,5 млн клиентов по всей стране (люди с достатком не менее 15 тысяч евро в месяц). Сейчас же отсюда холодным ветром кризиса вымело значительную часть высокооплачиваемых профессионалов, менеджеров среднего звена. А те, что устояли, теперь тоже экономят.
Далеко за примерами ходить не надо. Чуть ли не дверь в дверь с редакцией «Труда» расположились бутики знаменитых марок и ЦУМ, царство роскоши и несусветных цен. Тверская, Большая Дмитровка, Петровка и соединяющие их переулки еще недавно были центром притяжения всех, кто считал себя модным и успешным, тех, для кого не проблема купить рубаху за 500-700 евро, туфли за 3-4 тысячи, а костюмы — за десятку (привожу цены в евро, чтобы не запутаться в нулях при пересчете на рубли). Сегодня же прогулка по шикарным торговым улицам сопровождается тишиной, напоминающей кладбищенскую.
На одну витрину с остатками былой роскоши приходится пара-тройка темных с лаконичным предложением «Сдается в аренду». Если вдоль Тверской на удалении 500-600 метров от Охотного Ряда жизнь еще хоть как-то теплится, то за Пушкинской площадью, к Маяковке и далее — тьма и тьма. Давно немытые, затянутые невнятными материями окна тускло отражают крах волшебного мира потребления.
Пересечение пешеходного Столешникова переулка и Большой Дмитровки. Здесь друг напротив друга располагались два премиум-бутика. Сейчас продолжает работать только один. Захожу внутрь. Одиночество, как в пустыне. Судя по реакции персонала, они уже не верят, что забредший гость способен купить здесь хотя бы трусы. Консультант Оксана предельно любезна, пытается что-то порекомендовать и посоветовать, но видно, что скорее на автомате, безо всякой надежды на то, что покупка свершится.
Дождутся ли продавцы лучших времен? В ответах энтузиазма нет даже на донышке. И дело, как объясняет грустная Оксана, не только в девальвации рубля и взлетевших по этой причине ценах. В Москве всегда найдется прожиточный минимум тех модников, кто платит, не глядя на ценники. Ударом по торговле роскошью стало еще и превращение центра Москвы в зону платной парковки, а то и в пешеходное пространство: любители дорогого шопинга пешком ходить не любят...
Будто в подтверждение нехитрой истины у входа в магазин известной французской марки тормозит лимузин и встает прямо под запрещающим знаком, «наступив» на полтротуара. Двое молодых людей, явно жителей юга, скрываются в недрах бутика, а вскоре появляются вновь, груженные пакетами со знаменитым логотипом. Щедрые гости Москвы да клиенты из так называемого золотого фонда, которые в силу привычки и ради экономии времени тратят деньги именно в этом и ни в каком другом магазине, помогают бутикам не потушить витрины окончательно. Но сколько их, таких дорогих гостей? На все марки явно не хватает.
Падение спроса на товары сегмента люкс ужесточает конкуренцию. И бутики, наступая на горло собственным традициям, вслед за ширпотребом перебираются к городским окраинам и даже за МКАД. Зато там они получают лучшую транспортную доступность для клиентов, перебравшихся в загородные коттеджи. Соответственно, чем дальше, тем сильнее потоки покупателей смещаются к окраинам, усугубляя и без того непростое положение торговых точек, расположенных в центре города. Судя по всему, многим из оставшихся бутиков либо придется переезжать туда, где клиенты ближе и аренда дешевле, либо переориентировать бизнес исключительно на работу с туристами.
Хотя и с туристами не все так просто. Для европейцев московские бутиковые цены — диковатая экзотика, удар под дых. В Столешниковом я разговорился с двумя дамами, живущими ныне в Берлине. Они приценились к трикотажному платью видной итальянской марки и изумились: как же так, точно такое же на дорогой берлинской улице стоит 600 евро, а здесь — тысячу с лишним! Те же недоуменные вопросы они задают мне и у витрины с швейцарскими часами. Нет, московский шопинг явно не для экономных немцев. Да и китайский турист нынче не тот пошел — экономный, разборчивый, предпочитает баловать себя дорогими покупками в Миланах да Цюрихах, а в Москве сводит удовольствия к посещению цирка и кафе «Грабли»...
А толпу покупателей я все-таки в этот вечер увидел. Торгующая мебелью и предметами интерьера известной британской марки сеть магазинов оповестила своих клиентов о распродаже со скидкой 50% и даже ниже — и в лавке на Цветном бульваре возникло столпотворение. Шерстяной ковер за 16-20 тысяч рублей, торшер за десятку, настенные часы за 3 тысячи и кресло за 25... В кассу очередь, продавцы в мыле. И всего-то дел, что торговцы приблизили цены к лондонским. Всегда бы так — и, глядишь, бутики не пугали бы своей холодной, безмолвной величавостью. Но всегда не получится. Оказывается, британский бренд к концу года покидает Россию — отсюда и этот аттракцион невиданной щедрости.
А в это время
Губернатор североитальянской области Венето Лука Дзайя сообщил, что на предстоящем традиционном венецианском карнавале будет особое внимание уделено вопросам безопасности. Так, на железнодорожном вокзале, в порту и пешеходных переходах в Венецию установят контрольно-пропускные пункты с рамками металлодетектеров, а участникам карнавала предложат снимать маски для установления личности. Такого «срывания всех и всяческих масок» на знаменитом карнавале в Венеции не наблюдалось со Средних веков. Атмосфера парижских, римских и прочих улиц с дорогущими бутиками отравлена тревогой и страхом. Если почин Венеции подхватят устроители модных шоу и хозяева аутлетов, то наших фигурантов списка «Форбс» и светских львиц на такой шопинг калачом не заманишь. Может, это и есть шанс для московских торговцев товарами класса люкс и премиум?