Прошлое почему-то нас цепляет

На «Первом канале» завершился показ сериала «Обратная сторона Луны»

На «Первом» завершился показ сериала «Обратная сторона Луны». Отзывы зрителей разные. Но их — много. И это главная отличительная черта вечерних сериальных линеек канала: премьеры в их рамках не остаются незамеченными. Возникает ощущение, что каждый раз аудитории специально предлагаются некие раздражители, не прореагировать на которые она не может. В «Обратной стороне» таким раздражителем стали приметы прошлого.

Основная сюжетная линия этого проекта повторяет английский сериал «Жизнь на Марсе», адаптацией которого он и является. Московский полицейский после покушения на него впадает в кому и оказывается: в прошлом. Путешествие во времени — старая, в общем-то, история. Марк Твен отправлял своих соотечественников ко двору короля Артура. А герой Жана Рено в «Пришельцах», напротив, переносился из Средних веков в наши дни. Подобные метаморфозы дают хорошую основу для комедийных коллизий.

Вот если бы полицейский Соловьев, угодив в 1979 год, просто ловил маньяка, убивающего молодых женщин, то этот сериал смело можно было бы показывать по НТВ. Нет сомнений: хороший режиссер Котт снял бы качественный детектив с хорошим актером Деревянко. Но «Первому» нужны раздражители!

Потому Соловьев оказывается в прошлом, и для зрителей детективная интрига отходит на второй план, уступая место ностальгии. Свидетельство тому — форумы, где, обсуждая «Обратную сторону», зрители спорят не о перипетиях милицейского расследования, а о том, насколько точны авторы в показе быта. Сколько при Брежневе стоил березовый сок — 7 копеек или 10? Носили школьники ранцы или уже сумки через плечо? Были в ходу шариковые ручки?

Но хорошо ли, когда у экрана держит не главная коллизия, а детали? А что ж плохого, если именно они, а не поиски серийного убийцы создают атмосферу, заставляя сквозь пальцы смотреть и на затянутость фильма, и на заумь финальных серий?

Примерно то же можно сказать и о сериале «Мосгаз», который шел на «Первом» до «Обратной стороны Луны». Только там зрителя «цепляли» не одни лишь приметы времени (начало 60-х), но и подробности самой истории про «первого советского серийного убийцу», многократно изложенной в публикациях последнего времени. А также то, насколько похож экранный Хрущев на настоящего.

И это еще один любимый «раздражитель» канала: исторические персонажи (сериалы про Жукова, Чкалова, Фурцеву, Анну Герман). Уж не говорю про откровенно провокационные «Школу» и «Краткий курс счастливой жизни».

А ведь куда проще было бы показывать мелодрамы о любви олигарха к проститутке или привычные детективы про отважных ментов. Но эти герои быстро путаются в голове и забываются. А вот Соловьева из «Обратной стороны Луны» забудешь нескоро.