В частности, компания развернула работу по внедрению энергосберегающих технологий в специализированных детских учреждениях Чувашии
23 ноября 2009 года был принят Федеральный закон Российской Федерации № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Для компании «РусГидро» он стал руководством к действию.
В 2010 году правление «РусГидро» утвердило «Программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на
Центры были созданы для решения целого ряда непростых задач: это повышение уровня информированности населения в вопросах энергосбережения, ознакомление населения и специалистов с новейшими достижениями в сфере энергоэффективности и, наконец, повышение квалификации специалистов ЖКХ и бюджетных учреждений. В РЦЭЭ проводятся экскурсии, читаются лекции для школьников и студентов, работников жилищно-коммунального хозяйства и просто населения — посетителей, партнеров и клиентов региональных энергосбытовых компаний.
С первых дней работы центров возник вопрос, как сделать проблему энергосбережения наглядной. Было разработано уникальное программное обеспечение. Оно облегчает сравнение различных видов оборудования, позволяет визуально оценивать эффективность замены ламп накаливания на компактные люминесцентные, другие виды светильников. В ходе занятий используются уникальные разработанные в компании учебные пособия в виде экспериментальных стендов, сенсорные панели, голографическое оборудование для воспроизведения 3D-моделей. Особенно следует отметить комплекс «Невероятная реальность»: он позволяет не только воспроизводить 3D-модели, но и взаимодействовать с ними в реальном времени, осуществлять интерактивные обучающие видеопрезентации — например, «Виртуальная экскурсия по дому будущего», «Коллекция энергоэффективных советов» и многие другие.
Сотрудники центров помогают убедиться в целесообразности замены осветительных приборов, сделать выбор, на что менять — на КЛЛ или на светодиодный светильник. Таким образом, люди получают возможность принимать правильные, оправданные решения в вопросах домашнего энергосбережения, реально экономить свои деньги.
Специалисты центров работают с разными социальными группами и возрастными категориями: дошкольниками, учащимися младших и средних классов, студентами вузов, сотрудниками ЖКХ, представителями региональных органов власти. Для каждой возрастной и социальной группы в центрах разработаны сценарии экскурсий и программы занятий.
При создании самих центров были максимально использованы технологии умного дома. Экспериментальные стенды и оборудование дают возможность увидеть и оценить реальный эффект использования энергосберегающего оборудования и технологий как на производственном, так и на бытовом уровне. Самый живой интерес у посетителей РЦЭЭ вызывают эксперименты с бытовой техникой (пылесосами, индукционными плитами и прочим) — то, что близко и понятно на бытовом уровне.
Накопленный за время работы центров опыт позволяет сделать ряд важных выводов. В частности, становится понятно, что только экономическими методами поменять качественное отношение к энергосбережению не получится.
Нужно закладывать основы энергосбережения с самого раннего возраста. Интересный опыт в этом плане накоплен в Новочебоксарске.
Здесь была развернута реальная работа по внедрению энергосберегающих технологий в специализированных детских учреждениях Чувашии. Произведена полная замена 4003 ламп накаливания на энергосберегающие во всех 26 детских домах, коррекционных школах-интернатах, домах ребенка и реабилитационных центрах республики, проведен энергоаудит двух местных школ. Параллельно с техническими работами в детдомах проходило обучение и информирование детей и педагогов основам энергосбережения. Встречи позволили увидеть, какой живой отклик вызывает эта тема у ребят. Их интересовало буквально все: начиная от формы энергосберегающей лампы до того, где кроме ламп еще можно экономить.
Результаты этой работы налицо. Экономия электроэнергии в 26 детдомах за год составила 348 673 кВт/ч, что позволило сократить планку на 1 млн 400 тысяч рублей. А годовая экономия от реализации предложенных энергосберегающих мероприятий РГОУДОД «СДЮСШОР № 4 по хоккею с шайбой» составила 1,689 млн рублей, или около 42% годового объема расходов учреждения на оплату энергоресурсов.
И все же основной итог даже не в этом. Дети обрели реальные навыки и знания по экономии энергии, причем в доступной для них форме. Они получили электронную брошюру для детей. Главный герой красочной книжки львенок Вольтик дает ребятам простые советы и на собственном примере объясняет, как эффективно снизить потребление и помочь родителям сэкономить на коммунальных платежах.
В ходе организации работы центров возник ряд проблем. Основными из них являются отсутствие нормативной документации, низкий уровень информированности населения и специалистов. Нет четких требований к содержанию и даже к общим принципам разработки специализированных обучающих программ. Также нет методических материалов. Хотя для регионов в этом есть и плюсы: обучающие программы формируются с учетом местных региональных особенностей.
Для решения этих проблем необходима государственная поддержка. Это утверждение методических материалов, лицензирование и сертификация обучения в предметной области, что исключит или минимизирует возможность заниматься некачественным преподаванием. Приравнивание пропаганды энергосбережения к социальной рекламе повысит уровень информированности населения и специалистов по этой тематике. Нужно развивать системы обучения региональных центров энергосбережения и энергоэффективности компании.
Деятельность компании не прошла незамеченной. На всероссийском форуме «Энергоэффективная Россия» энергосбытовая компания «РусГидро» стала лауреатом.