Депозиты частных лиц занимают значительную часть в пассивах многих кредитных организаций. Именно поэтому в последние месяцы финучреждения так неохотно досрочно возвращают вкладчикам средства: лишаясь денег населения, банк может попросту не устоять в условиях финансового шторма.
Так, из-за потери ликвидности на прошлой неделе лицензий лишились еще три кредитные организации: Эконацбанк (страховое возмещение вкладчикам составит 700 млн. рублей), Мира-банк (65 млн. рублей) и Международный солидарный банк (2 млн. рублей). Всего с начала кризиса "погибли" уже семь финучреждений: ранее лицензии потеряли банки "Премьер", "Евразия-Центр", "Русский банкирский дом" и Юнитбанк. Жертв кризиса могло быть и больше, если бы ряд банков ("КИТ Финанс", Связь-банк, "Глобэкс") не был спасен государством и частными покупателями.
В условиях всеобщей паники на грани краха оказываются и вполне устойчивые кредиторы: на волне слухов граждане предпочитают закрывать счета в одном банке и нести деньги в другой, "у которого нет проблем".
КОМИССИЕЙ ПО КЛИЕНТУ
Чтобы минимизировать риски и удержать деньги клиентов, многие кредитные организации стали повышать доходность по вкладам, запускать акции с розыгрышами призов и подарков, а также открывать дополнительные возможности для своих депозитных продуктов, скажем, позволять вкладчикам без каких-либо комиссий переводить деньги с рублевых счетов на валютные.
Однако кредиторы, испытывающие большие финансовые сложности, пошли другим путем и вместо приятных подарков ввели огромные комиссии за снятие средств со счета. "Год назад я открыл срочный вклад в Росэнергобанке на 100 тыс. рублей, - рассказал "Труду-7" москвич Борис. - 10 ноября этого года срок моего договора истек, и я пришел в офис кредитной организации, чтобы забрать свои средства. Но сотрудники отделения отказались выдать мне деньги и показали внутреннее распоряжение, согласно которому с 28 октября в банке действуют новые порядки. Чтобы забрать вклад, я должен написать заявление и заказать деньги в кассе за 15 дней, а также заплатить комиссию за снятие наличных с депозита в размере 20% от суммы".
"Такой приказ действительно существует", - призналась "Труду-7" сотрудница call-центра Росэнергобанка Светлана.Также, по словам девушки, введена комиссия за снятие со счета наличных, которая составляет 20% от изымаемой суммы. "Мы сейчас очень ждем финансирования, поддержки от государства или еще кого-нибудь, и если нам в ближайшее время помогут, то все эти заявки и комиссии обязательно отменят, - заверила Светлана. - Но если вдруг с нашим банком что-то случится, государство возместит вкладчикам полностью сумму до 700 тыс. рублей. Сейчас лучше не приходить за деньгами и не платить ужасную комиссию, ситуация скоро обязательно разрешится".
ПРЕТЕНЗИЯ ПОД РОСПИСЬ
По словам адвоката Нины Еременко, введенные Росэнергобанком ограничения противоречат законодательству: "Вклад должен быть выдан клиенту по первому требованию вне зависимости от того, досрочно изымаются средства или нет. Однако нередко случается так, что истекший депозит автоматически пролонгируется на тот же срок. Такой пункт обязательно должен присутствовать в договоре, но вкладчики редко обращают на него внимание. Выходит, если депозит не востребован в день окончания действия договора, банк продлевает его по текущей ставке, и запоздавший клиент может быть рассчитан по ставке "до востребования", поскольку формально забирает деньги досрочно. Обычно ставка "до востребования" не превышает 1%, поэтому клиенты попросту теряют доход".
Вкладчикам, столкнувшимся с подобными "антикризисными мерами", адвокат советует отнести в банк заявление с требованием выдать средства. Работники отделения должны обязательно зарегистрировать претензию и выдать вкладчику бумагу о том, что она принята. "В заявлении нужно обязательно указать дату обращения в банк, в противном случае при разбирательстве проблемы кредитная организация может заявить, что за деньгами вкладчик попросту не приходил, - добавляет Нина Еременко. - Дальше можно написать жалобу в ЦБ - неисполнение обязательств перед клиентом является основанием для отзыва лицензии".
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ БАНКНЕ ХОЧЕТ ОТДАВАТЬ ВКЛАД
Написать заявление с требованием выдать средства, вручить его сотрудникам кредитной организации и проследить, чтобы жалоба была зарегистрирована. В бумаге следует обязательно указать дату обращения за деньгами: если регулятор будет проводить разбирательство, кредитор не сможет "вильнуть хвостом" и сказать, что вкладчик не приходил за деньгами.
Попросить у сотрудников финучреждения письменный отказ выдать денежные средства. Без такой бумаги клиент не сможет обратиться в суд и потребовать возврата средств и выплаты компенсации в виде процента по ставке рефинансирования за нарушение банком своих обязательств.
Направить жалобу в Центральный банк РФ. Регулятор проведет разбирательство, и если окажется, что кредитная организация действительно не исполняет обязательства перед клиентами, то у нее может быть отозвана лицензия.
КАКИЕ ВКЛАДЫПРЕДПОЧИТАЮТ ОТКРЫВАТЬ ГРАЖДАНЕ
Срок вклада В рублях В валюте
До востребования
и сроком до 30 дней 904,3 115,1
От 31 дня до 1 года 799,2 169,4
Свыше 1 года 3355,5 546,7
Источник: ЦБ РФ. Данные на 01.10.2008