БАТЯНЯ

Сегодня Михаилу Ульянову исполнилось бы 80 лет. До своего юбилея он не дожил 8 месяцев, но никто не предполагал, что эта дата будет отмечена так скромно. А именно - в тесном, семейном кругу Вахтанговского театра, которому Михаил Александрович отдал 57 лет жизни, из них 20 лет он руководил коллективом.

Казалось бы, актерище такой величины, всенародный любимец достоин вечера во Дворце съездов, но память - хрупкая штука, да и какая от нее нынче материальная польза - тут живым не хватает места на художественном Олимпе... А ведь именно Ульянов в 12 фильмах сыграл маршала Жукова и еще множество знаковых ролей: Егора Трубникова в знаменитом "Председателе", Митю Карамазова в "Братьях Карамазовых", генерала Чарноту в "Беге"... А на сцене - Антония, Ричарда III, Степана Разина, Ленина, Сталина, Кирова...
За последние образы ему особенно досталось в годы перестройки. Тогда народному артисту СССР припомнили и членство в КПСС, и депутатство, и звание Героя Социалистического Труда, и близкое знакомство с Брежневым. При этом постарались забыть, что именно в 80-е годы он был удостоен премии Венецианского фестиваля "Золотой лев" за блистательную роль в фильме "Частная жизнь" Юлия Райзмана. На стыке двух столетий, казалось, звезда Ульянова закатилась навсегда, но в конце 90-х появился "Ворошиловский стрелок", в котором Ульянов точно и мощно сыграл ветерана, бьющегося за честь поруганной внучки, и все поняли: великий талант при любом строе остается талантом.
Эта черта защитника, воителя была свойственна Михаилу Александровичу и в жизни. Будучи председателем Союза театральных деятелей России, он не дал ему развалиться. Он защищал Вахтанговский театр от коммерциализации, приглашая известных режиссеров на постановки и не давая раздору поселиться в его стенах. Он умел радоваться успеху других, поэтому после удачного спектакля Римаса Туминаса "Ревизор" приглашал его на новые постановки. И вот такой поворот судьбы: литовский режиссер теперь занял ульяновский кабинет, согласившись в течение ближайших двух лет вести вахтанговцев к художественным вершинам.
Начал он круто: не так давно закрыл спектакль "Мелкий бес" в постановке Антона Яковлева, сына народного артиста СССР Юрия Яковлева. Оценить подобного рода принципиальность, конечно, можно, только не надо забывать и о семейных традициях вахтанговцев. В этом плане Ульянов всегда предпочитал худой мир откровенной вражде. Естественно, Юрий Яковлев воспринял это событие как личную пощечину, его нервы сдали. Сейчас он лежит в больнице. Нам ничего не оставалось, как позвонить ему в палату, ибо лучше Яковлева Ульянова никто не знал.
- Время бежит удивительно быстро, - сказал Юрий Васильевич. - Вот и я в апреле буду отмечать свое 80-летие. С Ульяновым мы играли на сцене более 50 лет. Много было всякого и разного за эти годы, но услужливая память выхватывает из прошлого то, что особенно дорого. Например, нашу совместную работу в "Конармии" Бабеля. Ульянов изображал Гулевого, угрожая мне на сцене наганом и сильно ругаясь. Он и в жизни умел ругаться смачно, с вывертами, по-сибирски. В свою очередь, Миша здорово трусил, не зная, какие шарады я заготовлю ему в "Принцессе Турандот", а потом за кулисами сверкал глазами и обзывал меня всякими словами. Но я не обижался, потому что розыгрыши, шутки были всегда в чести у вахтанговцев, так они проверялись на прочность.
Что же касалось прочности Миши Ульянова, - продолжает Юрий Васильевич, - то, казалось, он сделан из гранита. Если давал слово, то всегда держал его, если дружил, то никогда не предавал друга. Недавно я пересматривал фильм "Бег" Алова и Наумова и в очередной раз был потрясен, как здорово Ульянов играет генерала Чарноту. Это высокая классика, думаю, ею будут восхищаться наши внуки и правнуки, поражаясь, какие замечательные артисты были в Вахтанговском театре, который с уходом Миши становится другим.
Сейчас в театре полным ходом идут прогоны спектакля "Правдивейшая история", где главную роль исполняет известная комедийная актриса Мария Аронова, которую Ульянов пригласил в театр, когда она была еще студенткой второго курса Щукинского училища. Мы встретились с популярной актрисой в перерыве между репетициями.
- Моя первая встреча с Михаилом Александровичем произошла, когда я торопилась на репетицию "Женитьбы Бальзаминова", где мне предстояло сыграть купчиху Белотелову, - рассказывает Аронова. - Я навсегда запомнила его крепкое рукопожатие, его огромную ладонь, которая забрала мою руку целиком. Каждая встреча с ним для меня была событием, я знала: если он присутствует на спектакле, то потом обязательно что-то подскажет, сделает замечания. В последнее время он часто говорил мне, чтобы я попусту не разбрасывалась, берегла силы для чего-то значительного. Никогда не могла предположить, что он сентиментальный человек, но, когда его что-то трогало, он не стеснялся своих слез. У Михаила Александровича была отзывчивая душа, он помнил, как зовут наших детей, кто чем болеет, кому надо помочь материально. В общем, он был нашим отцом, и у меня нет ощущения, что он ушел навсегда, так, отлучился на время. 21 ноября на вечере мы с девчонками споем его любимую песню "Батяня, Батяна, Батяня, комбат...". Авось он услышит нас там и взгрустнет вместе с нами...
Напоследок я обратилась к директору театра Сергею Сосновскому, не один год проработавшему в упряжке с Ульяновым. Вопрос у меня был: почему юбилей Ульянова проводится не в большом зале при стечении публики, а в фойе театра среди своих?
- Вначале мы хотели провести юбилей Ульянова громко, широко, красиво, для этого даже был назначен режиссер Алексей Кузнецов, но потом все пошло наперекосяк. Большинство приглашенных артистов, которые вначале давали согласие, - это и Хворостовский, и Сличенко, стали отказываться, и объемный сценарий начал "худеть" на глазах. И мы решили: раз не получается "эпохалки", достойной Ульянова, то лучше и не проводить памятный вечер с участием зрителей. Так что посидим в нашем узком семейном кругу, помянем дорогого Михаила Александровича, и будем жить дальше.
Конечно, Михаилу Александровичу сейчас все равно, как отметят друзья и коллеги его 80-летие, да и не любил он в последнее время шумихи, телевизионных камер, предпочитая разговоры по душам. Только как объяснить зрителям, всем сердцем привязанным к кумиру, что парадный подъезд театра в день рождения Ульянова будет закрыт?