Замечу: Шайков был назначен на должность прокурора Владимирской области весной 1997 года. Согласно Закону о прокуратуре срок полномочий прокуроров субъектов Федерации действительно ограничивался пятью годами. Но в 1999-м в закон были внесены изменения. Слова "на 5 лет" были исключены. То ли владимирские законодатели не знали об этом, то ли верх взяли личные амбиции, но еще год назад они обращались в Генпрокуратуру России с просьбой внести разъяснение по поводу легитимности нахождения Шайкова в занимаемой должности. Из Москвы недвусмысленно разъяснили: изменения, снимающие ограничение сроков пребывания на посту, не влекут за собой необходимости расторжения трудового договора с ранее назначенными на должности прокурорами. Более того, закон не предусматривает согласования с субъектом РФ срока пребывания прокурора в должности, а освобождение его является исключительной компетенцией Генпрокурора.
Казалось бы, сказано яснее ясного. Но вот прошел год, и выяснилось, что этот ответ не удовлетворил владимирских законодателей. И теперь свой запрос по поводу правомерности нахождения Шайкова в своем рабочем кабинете они направляют уже в Конституционный суд РФ. Мотивировка такая: Законодательное собрание давало согласие на назначение Шайкова до 2002 года. Мол, по истечении этого срока надо было вновь внести кандидатуру Александра Владимировича на рассмотрение ЗС. При этом отмечено, что претензий по работе облпрокурора у законодателей нет.
Вряд ли в данном случае ими движет стремление развеять сомнения по поводу правомерности нахождения областного прокурора в своей должности. Ведь принципиальными протестами и предостережениями Шайков давно портит настроение местной законодательной и исполнительной власти. Например, он публично признал наличие коррупции в области. Или чего стоит нашумевшее требование прокуратуры привести в соответствие с федеральным законодательством местных законов о зарплате чиновников областной администрации. Не вызвали восторга у местной власти и обнародованные прокуратурой факты финансовых нарушений в некоторых городах, районах и округах области. Наконец, прокурор не согласился даже с тем, какой герб и флаг решили утвердить законодатели области, в чем, кстати, его поддержал и Геральдический совет при президенте РФ.
Так не в этом ли кроется секрет недомолвок по поводу легитимности прокурорского срока? И как тогда расценивать заявление представителей Законодательного собрания о том, что у них, мол, нет претензий по работе облпрокуратуры? Не лукавство ли это?
Между тем прокурор Владимирской области Александр Шайков только что направил в областной суд заявление о признании недействующими и не подлежащими применению трех законов, принятых недавно депутатами областного Законодательного собрания, касающихся изменения статуса и территориальных границ ряда населенных пунктов области. Прокурор прямо указывает на то, что согласно федеральному законодательству такие изменения невозможны без учета мнения населения, проживающего на этих территориях.
Итак, прокурор свое слово сказал. Чем ответит на это власть?