ЗАВЕТНОЕ РАСТЕНИЕ ВАВИЛОВА

Невероятно, но факт: в давние времена, когда лекарств еще не было, отдельные народы умудрялись болеть редко, а жить долго. Впрочем, чему удивляться, ведь в природе против всякого яда есть противоядие, против всякой болезни - натуральное средство от нее. Секрет этих народов, спасавший от многих болезней, заключался в том, что сама пища, выбираемая ими к столу, была одновременно еще и прекрасным лекарством.Что же это за пища, из чего ее готовили долгожители? Ответ на эти вопросы знал академик Николай Иванович Вавилов, точнее, он имелся в его уникальной коллекции, судьба которой полна драматизма.

СМЕРТЬ ОТ ГОЛОДА... У КОРОБОК С ЕДОЙ
В осажденном Ленинграде - городе, где долгое время жил и работал Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного: рабочим - по 250 граммов в сутки, остальным - 125 граммов. Люди обезумевали от голода, падали на ходу, умирали от истощения.
А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля. Но четырнадцать сотрудников Всесоюзного института растениеводства (ВИР), которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. Они бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь.
Возможно, по нынешним временам их трудно понять, но они знали, что делали. Они берегли от сорокоградусной стужи и стай остервеневших крыс бесценное достояние государства - уникальную коллекцию культурных растений и их дикорастущих сородичей. Не имевшая себе равных в мире, собранная гигантскими усилиями коллекция насчитывала более 200 000 драгоценных образцов.
Еле державшийся на ногах, истощенный, обмерзший ближайший соратник Вавилова Вадим Степанович Лехнович, рискуя жизнью, под обстрелом добывал для спасения коллекции дрова. Он был душой крошечного мужественного коллектива. О тех трагических днях Лехнович и годы спустя вспоминал волнуясь:
- Ходить было трудно... Да, невыносимо трудно было вставать, руками-ногами двигать... А не съесть коллекцию - трудно не было. Нисколько! Потому что съесть ее было невозможно. Дело всей жизни, дело жизни своих товарищей...
Когда о подвиге советских ученых появились первые публикации, на Западе долго не могли поверить, что такое возможно. Но поверили. И спустя полвека на Исаакиевской площади в здании Института растениеводства появилась необычная мемориальная доска. На ней золотыми буквами выбито: "Ученым Института, героически сохранившим мировую коллекцию семян в годы блокады Ленинграда".
Это не просто памятная доска, а подарок ученых США, восхищенных подвигом советских людей, которые спасли для грядущих поколений бесценное сокровище. А еще это в известной мере извинение за то, что когда-то американцы опрометчиво отвергли блестящую идею Вавилова. А зря! - "Красный профессор", как звали за глаза Николая Ивановича в Штатах, был абсолютно прав.
НЕВОСТРЕБОВАННАЯ ИДЕЯ "КРАСНОГО ПРОФЕССОРА"
Странно, хотя по-своему и закономерно складываются порой судьбы великих. Толчком к стремительной карьере Вавилова, всю жизнь мечтавшего досыта накормить человечество, стал именно голод, обрушившийся после революции на молодую Советскую республику.
В 1921 году, когда в Поволжье разразилась жестокая засуха, Совет Труда и Обороны под председательством В.И. Ленина принял решение с прицелом на будущее. На деньги, выкроенные из скудных резервов страны, в США для закупки семян направили специальную комиссию.
Возглавить ее поручили молодому ученому Вавилову. В Вашингтоне Николай Иванович первым делом посетил Департамент земледелия и, конечно, был восхищен масштабами развернувшихся там работ. В департаменте трудились свыше двадцати тысяч исследователей. Но главное - там уже десятки лет делали то, о чем Вавилов пока только мечтал. Армады биологов сновали по всему свету, доставляя в Штаты образцы растений.
Однако острый ум Вавилова сразу подметил и серьезный недостаток. Коэффициент полезного действия заокеанских ученых был удручающе мал. Огромная машина крутилась, по существу, вхолостую. Ведь американцы прокладывали маршруты своих поисков бессистемно.
Между тем Вавилов незадолго до поездки в Штаты совершил подлинную революцию в биологии. В своей книге "Закономерности развития живого мира" он впервые доказал, что в мире растений тоже есть закономерность, подобная знаменитой таблице Д.И. Менделеева. Согласно этой закономерности и рассредоточены по планете мировые центры происхождения культурных растений. По сути, Вавилов теоретически предсказал, где и что можно найти!
Николай Иванович, добрая душа, бескорыстно поделился этими соображениями. Рассказал в Департаменте земледелия США о найденной им закономерности, на которую и надо опираться биологам, чтобы преуспеть в поисках. Но высокомерные американцы суждения "красного профессора" всерьез не восприняли.
Правоту Вавилова они поняли лишь много лет спустя. Когда Николай Иванович с небольшой группой сотрудников, объехав пять континентов, собрал на зависть американцам самую полную в мире коллекцию семян культурных растений и их дикорастущих сородичей.
Вот ее-то столь героически и берегли ВИРовцы в осажденном Ленинграде...
Русский проект "картошка ирокезов"
В экспедициях ученого в первую очередь интересовали дикорастущие семена пшеницы, овса, картофеля, которые могли лечь в основу селекции культур, устойчивых ко всем неблагоприятным воздействиям.
Но были и исключения из правил. Подобно Колумбу Николай Иванович открывал для России диковинные в те времена культуры: краснокочанную капусту, фиолетовый лук, грейпфрут и многое другое, ставшее благодаря ему для нас теперь таким привычным. Среди привезенных чудес выделялась одна культура, про которую питерские биологи тут же сложили загадку, похожую на анекдот:
- Клубни большие, а семечек совсем нет. Что это?
- Картошка, конечно, - легко отгадывали непосвященные и ошибались.
- Нет, это подсолнечник!
Особый вид подсолнечника, не имеющий семечек, зато с диковинными мясистыми клубнями Николай Иванович отыскал в Северной Америке. Когда-то из этих клубней свои излюбленные блюда готовили индейцы племени ирокезов. Те самые, что создали великую и грозную цивилизацию.
Это были физически очень сильные люди, истинные воины. Они редко болели, долго жили, сохраняя отличную форму и вкус к жизни. Женщины племени ирокезов, рожавшие много детей и знавшие толк в сексе, тоже питали страсть к необычным клубням. Их так и называли - "поедательницы клубненосного подсолнечника".
Однако чудодейственное растение давало ирокезам не только здоровье. Оно надежно спасало от голода подобно тому, как на Руси в голодный мор берегла людей картошка. Именно это и привлекло вначале Вавилова. Ведь в отличие от картофеля возделывать экзотическую культуру до смешного просто. Ее не надо высаживать каждый год и по нескольку раз окучивать летом. Ухода не требуется совсем! Посадил раз, а потом, знай себе пять лет собирай гарантированный урожай. Ну разве это не находка для нашей российской глубинки?
И Вавилов принялся доказывать правительству, как важно для СССР воспользоваться опытом североамериканских индейцев. Решение Совнаркома, как водилось в ту пору, было жестким. В 1937 году Наркомат по земледелию обязал колхозы выращивать заморскую культуру безоговорочно.
Однако дело неожиданно забуксовало. Колхозы столкнулись с неразрешимой проблемой: как сохранить урожай? Картофель, отличающийся достаточно толстой кожурой, сберечь до следующего года несложно. А вот у клубней ирокезского подсолнечника кожица тонкая, нежная. В колхозах, где тогда о холодильниках и не слыхивали, весь собранный урожай портился за месяц.
Проект "ирокезской картошки" в СССР закрыли. А через несколько лет академика Вавилова, как приверженца "явной лженауки" - генетики, арестовали и приговорили к расстрелу. Припомнили ему, вероятно, и клубненосный подсолнечник.
ЦЕЛЕБНЫЕ ТАБЛЕТКИ ВАВИЛОВА-ЗЕЛЕНКОВА
Так бы и остался этот "грех" на великом ученом. Но спустя много лет помог случай.
Заместителю директора Института клинической иммунологии Сибирского отделения Академии наук, профессору В.Н. Зеленкову попалась на глаза почти забытая книжечка Вадима Степановича Лехновича, который, помните, спасал коллекцию Вавилова в блокаду. Там, в блокадном Ленинграде, он потерял любимую жену, тоже сотрудницу ВИРа.
Именно Лехнович по поручению Вавилова проводил в СССР испытания заморской культуры. И вот теперь долго казавшиеся ненужными научные наблюдения сработали, пошли в дело.
Миру открылась новая грань таланта необычного подсолнечника: драгоценная способность исцелять многие болезни, надежно укреплять иммунную систему, нести человеку здоровье и радость жизни.
Профессор Зеленков и прежде знал о целебных свойствах заветного растения Вавилова. За рубежом клубненосный подсолнечник вполне успешно использовали, например, при диабете. Ведь в нем не менее 16-18% инулина, прекрасно заменяющего крахмал и сахар, а это очень важно для диабетиков.
Но столь ли универсально целебное воздействие удивительной культуры, как говорят о ней порой? Верно ли, что это одновременно и хорошая пища, и надежное средство от болезней?
Чтобы ответить на эти вопросы, В.Н. Зеленков детально исследовал ее состав. И поразился! Уникальное растение оказалось кладезем необходимых для жизни веществ. В нем рекордное количество легко усвояемого органического кремния, калия, магния, множество других микроэлементов, незаменимых аминокислот и витаминов.
Окрыленный результатами сибирский ученый разработал оригинальную технологию переработки клубненосного подсолнечника и запатентовал ее. Суть технологии, опирающейся на последние достижения науки, предельно проста. После сбора клубней весь полученный урожай перерабатывается в сухой концентрат, который без потери активных веществ может храниться целых два года.
Итак, все подтвердилось. Клубненосный подсолнечник действительно не только прекрасная пища, а и целебная субстанция, помогающая при серьезных недугах. В ходе клинических испытаний врачи установили: потребление уникального концентрата увеличивает количество Т-лимфоцитов крови, которые, собственно, и обеспечивают иммунитет нашего организма.
По иммунозащитным свойствам растительный концентрат не только близок к лечебным средствам, выделенным из тимуса животных, но кое в чем и превосходит их. Он не имеет, например, противопоказаний, не вызывает нежелательных побочных эффектов и при этом вновь пробуждает у человека вкус к жизни.
Целебный концентрат на редкость хорош и для профилактики "болезней цивилизации". В первую очередь - сердечно-сосудистых. Богатейший комплекс органического кремния, магния и калия надежно укрепляет сосуды, повышает их эластичность. Благодаря регулярному приему нового препарата наша кровеносная система становится лет на двадцать моложе.
Вовсе не пустыми были легенды ирокезов об универсальности целебных свойств клубней. Российские ученые установили, что содержащиеся в концентрате природные соединения интенсивно восстанавливают слизистую оболочку, налаживают работу желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, нормализуют бронхи. Только за одно это клубненосный подсолнечник уже можно считать подлинным кладом.
И этот клад теперь доступен россиянам. Недавно московский завод экопитания "Диод" освоил технологию профессора Зеленкова и приступил к выпуску уникального концентрата. Редкие селекционные сорта для его производства выращиваются в экологически чистых районах страны.
Натуральный лечебно-профилактический препарат производится в виде таблеток, очень приятных на вкус. Назвали эти таблетки символично - "Долголет". Хотя, зная всю долгую дорогу к нам "Долголета", его, быть может, стоило назвать поиному: заветные таблетки Вавилова-Зеленкова.
Остается добавить: "Долголет" прошел тщательную проверку, клинические испытания в органах Минздрава РФ и пользуется в аптеках большим спросом, потому что помогает людям полноценно жить и работать. И не болеть!
* * *
Итак, история все расставила на свои места. В прошлом картошка не раз спасала Россию от голода. Сейчас от этого, слава Богу, не умирают. Но сотни тысяч погибают от новой напасти: сердечно-сосудистых заболеваний и ослабленного иммунитета. Ученые убеждены: клубненосный подсолнечник - вторая картошка, как называл ее Вавилов, - поможет уберечься от хворей и этих тяжелых болезней. И мы еще не раз с благодарностью вспомним Николая Вавилова, Вадима Лехновича и их верных долгу товарищей - героев блокадного Ленинграда.
Справки, тел: (095) 775-44-26
Доставка на дом, тел: (095) 258-99-95
Наш адрес в Интернете: www.diod.ru
О целебных свойствах клубненосного подсолнечника, или, как его еще называют в народе, топинамбура, у нас в стране известно несколько десятков лет. Врачи рекомендовали корнеплоды этого уникального растения для лечения диабета, сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний, а также для укрепления волос и ногтей. Однако, отмечая безусловно положительный лечебный эффект, медики все же считали его недостаточным. И это верно. Слишком уж низка в корнеплодах топинамбура концентрация полезных веществ.
Иное дело "Долголет" - это концентрат, по сути, вытяжка, состоящая практически из одних целебных субстанций: легко усвояемого органического кремния, калия, магния, инулина. И, что немаловажно, благодаря усилиям отечественных производителей "Долголет" удалось сделать дешевым, доступным всем.
Валерий Николаевич Зеленков, академик РАЕН, профессор.