- Наталья Александровна, как получилось, что российских "остарбайтеров", которые, конечно же, страдали не меньше граждан других воевавших с фашизмом стран, оценили по самой минимальной планке? И на какую компенсацию за каторжный труд в Германии могут теперь рассчитывать бывшие узники нацизма?
- Такой порядок определен немецким законом, которым мы, как партнерская организация германского фонда "Память, ответственность и будущее", обязаны руководствоваться. Он четко фиксирует размер так называемого "плафона" - максимальную сумму выплат в сфере ответственности российского фонда. Это как раз те самые 835 млн. марок, которых на всех, как видно, может не хватить. С учетом этого обстоятельства было принято решение окончательно определить только одну сумму выплат - лица, содержавшиеся в концлагерях и гетто, получат по 15 тысяч марок. По всем остальным категориям пострадавших указан только максимальный размер выплат. Бывшим узникам "иных мест заключения", сопоставимых с концлагерями, этот потолок составит до 6 тысяч марок. Тем, кто подвергался принудительным работам на германских предприятиях, - до 4,2 тысячи. Бывшим подневольным в сфере обслуживания, здравоохранения, культуры, ремесел, сельского хозяйства - до 1,5 тысячи.
- Сколько осталось в России пострадавших от режима нацистов?
- Точное количество претендентов на выплаты будет названо только после 31 декабря 2001 года, когда закончится срок подачи ходатайств. Сегодня мы можем сказать, что таких людей в нашей стране насчитывается от 400 до 500 тысяч человек. База данных фонда, сформированная в 1994 - 1996 годах, содержит дела 320 тысяч пострадавших. Сегодня в базе данных нашего фонда зарегистрированы 394488 претендентов, новые заявления продолжают поступать.
- Непонятно тогда, как появилась столь скромная сумма компенсаций при таком количестве пострадавших россиян?
- Дело в том, что немецкий закон называет только две категории жертв нацизма - узников концлагерей (гетто) и принудительных работников промышленности. Исходя из этих критериев, российская сторона честно проанализировала ситуацию с потенциальными претендентами на выплаты и предоставила реальные на тот момент цифры. По первой категории у нас насчитывалось 7200 человек, по второй - 145400 человек. Только им и полагались те самые 835 млн. марок.
Однако после принятия в августе 2000 года немецкого закона, закрепившего максимальные размеры суммы выплат всем странам, выяснилось, что прописанные в законе категории пострадавших должны трактоваться более широко, чем предполагалось вначале. Сюда были отнесены военнопленные, содержавшиеся в концлагерях, и так называемые "узники иных мест заключения". В результате круг претендентов существенно расширился. Только на оккупированной территории бывшего СССР в лагерях с режимом концлагеря пребывало более 52 тысяч живущих ныне российских граждан. Кроме того, из первоначального подсчета выпало большое число граждан бывших союзных республик, выехавших за последние годы в Россию.
- Каким образом новая ситуация отразится на суммах выплат по двум основным категориям и тем, которые обозначились после принятия немецкого закона?
- В связи с ограниченными финансовыми возможностями принятым недавно "Положением о порядке выплат" предусмотрены два варианта развития событий. В том случае, если после обработки всех заявлений станет ясно, что денег хватает на всех, то на втором этапе выплат узники концлагерей и гетто получат оставшиеся 50 процентов предусмотренных средств, остальные - 65 процентов. Если денег будет недостаточно, то узники концлагерей все равно получат вторую половину компенсаций, а остальные - уже менее 65 процентов выплат. Окончательная цифра будет зависеть от количества поданных заявлений.
- В принятом документе сказано, что выплаты пострадавшим, которые были заняты в сфере сельского хозяйства, частном и личном домовладении, на оккупированной территории бывшего СССР и привлекались к принудительным работам в промышленности, "возможны только из остатка средств". Значит ли это, что эти люди могут вообще не получить компенсаций?
- Перечисленные категории относятся к так называемой "расширительной оговорке". В соответствии с нею каждая партнерская организация германского фонда должна самостоятельно определить, каким еще категориям и сколько она намерена заплатить. Положительное решение возможно только при наличии средств после выплат по двум основным категориям. В этом случае также существует два варианта решений. Первый - отказаться от расширительной оговорки и сознательно пойти на дискриминацию наших стариков, второй - после сбора всех заявлений отстоять их право на компенсации, то есть отыскать необходимые для этой цели деньги.
- Вы полагаете, что германская сторона пойдет на увеличения суммы компенсаций для россиян?
- Маловероятно, что Германия пойдет на изменение закона. Правда, при определенных условиях мы можем рассчитывать на часть суммы, набежавшей в качестве процентов на выделенные 10 млрд. марок. Однако слишком полагаться на это не приходится: претендентов на проценты уже очень много. Немецкая сторона как вариант получения "процентных" денег предлагает нам продемонстрировать бережное и экономное отношение к уже выделенным средствам. Мы, например, определили бывшим принудительным работникам промышленности 4,2 тысячи марок, в то время как украинские партнеры - на 100 марок больше. Разница небольшая, но она дает нам возможность претендовать на проценты по формальному признаку.
- "Процентные деньги" решат проблему выплат по всем категориям пострадавших от нацизма?
- По окончании срока подачи заявлений мы еще раз проанализируем положение дел и обсудим их на самом высоком уровне. Если средств не будет хватать на всех пострадавших, мы обратимся в правительство России с просьбой о содействии на межправительственном уровне.