У Пушкина и Лермонтова был один и тот же наставник
Француз Александр Вальвиль учил сражаться Пушкина, Лермонтова и всю Императорскую гвардию. Увы, уроки фехтования наших великих поэтов от пули не уберегли.
О том, что у Александра Пушкина и Михаила Лермонтова был один и тот же наставник, мы узнаем из новой книги Виктора Файбисовича «Главный фехтовальный учитель Императорской гвардии Александр Вальвиль». До сих пор о Вальвиле, преподавателе фехтования в Царскосельском лицее, известно было немного, его биография умещалась в нескольких строчках. Хотя и в них можно было запутаться.
Виктор Файбисович постарался воссоздать биографию мастера на основании документов из архивов Москвы и Санкт-Петербурга — справочников, орденских списков, приказов, частной переписки. Они свидетельствуют не только о роли, которую обрусевший француз сыграл в становлении отечественной школы фехтования, но и о его причастности к истории русского театра. В богато иллюстрированной книге-альбоме читатель найдет и подлинный раритет — факсимильно воспроизведенное сочинение Вальвиля «Рассуждение о искусстве владеть шпагою» (1817), и свидетельства о знаменитых воспитанниках учителя фехтования.
Так, по свидетельству П.В. Анненкова, Пушкин «отлично дрался на эспадронах, считаясь чуть ли не первым учеником у известного фехтовального учителя Вальвиля». Лицеисты занимались фехтованием пять лет. Занятия проводились, как запомнилось И.И. Пущину, по средам и субботам. Пол в Большом зале застилался клеенкой. Лицеисты учились владеть рапирой и эспадроном. В конце 1812 года фехтование вошло в число предметов, по которым проводились испытания. В общей табели об успехах, прилежании и поведении воспитанников Лицея за январь — март 1817 года отметки Пушкина свидетельствуют о том, что основные интересы его заключались в русской поэзии, французской риторике и фехтовании.
Впрочем, лицеистами круг воспитанников француза не ограничивался. Как свидетельствует князь П.М. Волконский, с 1818 года в зале Главной фехтовальной школы в восточном павильоне Инженерного замка господин Вальвиль давал уроки фехтовального искусства в частном порядке, а с восшествием на престол императора Николая сфера деятельности Вальвиля значительно расширилась. С конца 1826 года Вальвилю, в ведении которого находилась до этого подготовка учителей фехтования для гвардейской кавалерии, поручено было распространить свою деятельность и на гвардейскую пехоту.
Вот что гласят документы той эпохи: «В Школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в числе учеников Вальвиля в начале 1830-х в фехтовании на саблях отличались юнкера Л.-гв. Гусарского полка Михаил Лермонтов, Л.-гв. Гродненского гусарского полка Роман Моллер и Кавалергардского полка Николай Мартынов».
Но на роковых дуэлях, как мы знаем, поэты предпочли саблям пистолеты...