Сейчас трудно себе представить, что в 1991 году объем российско-китайской торговли составлял всего лишь 3,9 млрд долларов США. За 30 лет наша торговля выросла многократно, ныне мы ежегодно обмениваемся товарами почти на 200 млрд долларов. Однако эта цифра далеко не раскрывает потенциала взаимного товарооборота. Тому есть несколько причин.
Несмотря на то что Китай уже 10 лет является главным торговым партнером России, наша страна длительный период ориентировалась на Европу, туда шли поставки энергоносителей, там закупалась промышленная продукция. Рынок КНР мы знаем плохо. Еще меньше знают о нас в Китае. Китай тоже ориентируется на западные рынки. Объем торговли КНР — США, например, в 2021 году превысил 700 млрд долларов.
С точки зрения технологии и информатизации торговля между Россией и Китаем пока остается на уровне, можно сказать, каменного века. Это не так сильно влияет на эффективность в сырьевой сфере, где работают крупные корпорации, в том числе с госучастием. Но это серьезно тормозит развитие других секторов торговли. Для России это особенно важно, поскольку доля нашей промышленной продукции в экспорте в Китай не превышает 0,5%.
Хотя товарооборот с соседней страной в последние годы прибавлял на треть ежегодно, наша двусторонняя торговля по-прежнему осуществляется дедовскими методами. В век цифровизации, как и 30 лет тому назад, нередко используются даже телефонные переговоры. Различные этапы торговых операций — выставление товара, подтверждение заказа, расчеты, экспортное и импортное таможенное оформление, сертификация, транспортировка, складирование, распределение и доставка — вместо современных онлайн-механизмов проводятся фактически вручную. Ручные способы ведения торговли требуют привлечения излишних человеческих ресурсов, несут риски ошибок, необратимых потерь. Торговля непрозрачна, в ней есть место многочисленным неэффективным звеньям.
В России практически отсутствует в широком свободном доступе информация о производителях, товарах, условиях производства, а в Китае не знают о том, что востребовано в России, не располагают характеристиками товаров.
Ситуацию могло бы резко изменить применение новых, современных методов ведения торговых сделок, механизмов, основанных на цифровизации всех процессов. Такие методы успешно применяет B2B-платформа цифровой торговли QIFA, созданная акционерным обществом «КИФА». Этот инновационный инструмент трансграничной торговли между Россией и Китаем, ориентированный в основном на бизнес (говоря профессионально, B2B), дает возможность российским контрагентам напрямую взаимодействовать с китайскими. При этом ни одной из сторон не нужно знать язык, разбираться в тонкостях трансграничных сделок. Решение всех вопросов берет на себя QIFА. Основатель платформы QIFA и председатель совета директоров АО «КИФА» Сунь Тяньшу уверен, что его детище, а также применение инновационных цифровых методов в торговле способны уже в ближайшие несколько лет увеличить двусторонний товарооборот сразу на 100 млрд долларов.