На этой неделе президент России посетил Пекин, чтобы поддержать глобальную инициативу Си Цзиньпина «Один пояс, один путь». Этот многомиллиардный проект уже на протяжении последнего десятилетия развивает железные дороги, порты и другую транспортную и логистическую инфраструктуру для расширения международного сотрудничества на всем пространстве Евразии и в других регионах мира.
Заявления Пекина об инклюзивности инициативы, в том числе для стран Запада, вызвали у последних прилив подозрительности и твердое намерение сорвать и дискредитировать усилия Китая и его партнеров. Официальные лица США относятся к китайской инициативе лишь как к элементу геополитической схватки за мировое господство.
На этом фоне реакция глобальных медиа на переговоры Путина в Пекине красноречиво характеризует политические установки американской дипломатии на любое сближение России и Китая. Главный камертон в хоре мейнстрима The New York Times считает, что лидеры России и Китая, вероятно, попытаются продемонстрировать силу своей дружбы без границ и бросят вызов мировому порядку, в котором доминирует Запад. Именно угроза привычному доминированию, как естественному элементу международных отношений, вызывает шок. Зато Newsweek пошел дальше, выдав свою незамысловатую версию: выбор Путиным Пекина для первой — после выдачи Международным уголовным судом ордера на его арест — поездки за пределы бывшего СССР объясняется тем, что Китай не является членом МУС. Поистине, это та простота, что хуже воровства.
Другой влиятельный источник мнений — The Washington Post бьет тревогу: мол, в Пекине на этой неделе куется новая антизападная коалиция. Издание также делает акцент на том, что укреп-ление отношений Путина и Си лишний раз подчеркивает, сколь глубоки и серьезны глобальные линии разлома, где Китай, Россия, Северная Корея и Иран становятся по одну их сторону, а США и союзники по НАТО и АТР — по другую. При этом WashPost надеется, что страны Глобального Юга пока что не горят желанием принимать чью-либо сторону. Хотя сам очень длинный список гостей председателя КНР (представители 140 государств) говорит совсем об обратном.
Агентство Bloomberg открывает цель приглашения президента РФ: «Си Цзиньпину нужна Россия, которая будет мощным партнером в построении новой модели альтернативного миропорядка. Обе страны преследуют общую цель: передел власти и прекращение американского господства. Путин — ключевая фигура для Си Цзиньпина». Согласно аналитику агентства, континентальные державы Россия и Китай бросили вызов мировому порядку, который сформировали морские державы (США, Великобритания). Но Си и Путина объединяет сила еще более могучая, чем их геополитический интерес: инстинкт самосохранения!
Bloomberg идет дальше, утверждая, что в условиях глобального противостояния, «когда победитель получает все», проблемы на Украине или на Ближнем Востоке — это победа для Китая. Оба конфликта отнимают ресурсы и внимание США, оба нарушили статус-кво. Путин и Си закрепляют успех на Глобальном Юге, убеждая страны, что проблема не в российских действиях или злодеяниях ХАМАС, а в колониализме США и Европы. Агентство приходит к неутешительному выводу: «Си и Путин думают, что побеждают — возможно, так оно и есть». Интересно, а «статус-кво» по Bloomberg — это Украина в НАТО и Газа в блокаде?
Корреспонденты The Wall Street Journal указывают на другой признак плохих перемен — на заявленную самостоятельность внешнего курса КНР, которая, вопреки давлению США, пригласила российского президента. Недавно сенатор от штата Нью-Йорк Чак Шумер убеждал лидера КНР дистанцироваться от Путина. Вместо того чтобы прислушаться к совету хитрого Чака, Китай с распростертыми объятиями принял ВВП в Пекине. «Хотя США и Китай стремятся к осторожному сближению и даже обсуждают возможность саммита Си и Джо в Калифорнии, все попытки США рассорить Китай и Россию провалились», — с грустью констатирует WSJ.
«Демократия — общий враг России и Китая», — цитирует газета объяснение важного эксперта по Азии. Всплеск дипломатии в китайской столице продемонстрировал, что США так и не смогли разомкнуть связи между Москвой и Пекином, хотя с начала боевых действий на Украине прошло 20 месяцев. Согласно WSJ, нет худа без добра. Как поясняет издание, Китай рассчитывал воспользоваться глобальным проектом «Один пояс, один путь», чтобы осуществить реальное вторжение в Западную Европу, раздробить ЕС и создать раскол в трансатлантических отношениях. Но нынешняя его поддержка России решительно этому помешала, и теперь страны Западной Европы, мол, относятся к Китаю глубоко скептически. Ой ли?
Английская пресса также не утруждает себя глубиной анализа и носится с теорией заговора против Запада. The Telegraph публикует материал под названием «Россия и Китай поднимаются с колен, чтобы бросить вызов доминированию США». Москва и Пекин имеют схожие взгляды и поддерживают друг друга, когда дело доходит до противостояния с Западом. В момент международной напряженности Россия и Китай заявляют о наступлении новой эры. Отныне доминирование глобального Запада под руководством США не воспринимается как нечто само собой разумеющееся — и никто не станет его терпеть. Проблема для The Telegraph в том, что «главным победителем и выгодоприобретателем» является, понятное дело, Путин.
По сообщению Би-би-си, президент Владимир Путин прибыл в Китай, к самому важному союзнику России, с ключевым визитом, цель которого — укрепить альянс против Запада и показать, сколь связи крепки и важны для обоих партнеров. Одна у Запада остается надежда: на то, что для России есть риск в том, что Китай со временем затмит ее на геополитической арене. Зря, мол, Путин от этих опасений отмахнулся, заявив, что китайская инициатива может плодотворно сосуществовать с российскими программами развития.
В общем, пока они друг друга пугают, Китай и Россия укрепляют сотрудничество — и никому от этого хуже не будет.