Новый год не отменят

Российские компании оправились от кризиса и готовятся к праздничным корпоративам

Компании отметят этот Новый год пышнее, чем прошлый, но беднее, чем позапрошлый.

Этот Новый год для офисных работников будет значительно веселее, чем прошлый. Компании встряхнулись и решили снять запрет на корпоративные вечеринки и подарки сотрудникам. Напомним, что в прошлом году под влиянием кризиса 20% российских фирм полностью сократили бюджеты на новогодние празднования для сотрудников.

В одном из московских издательских домов руководство готовится закатить праздник от души.

Они планируют снять ресторан в центре Москвы, пригласить как минимум двух звезд эстрады. «В прошлом году я и коллеги были очень недовольны праздником, — рассказывает Валентин, асситент генерального директора. — Нам выдали по шоколадке и отправили домой».

В 2008 году в связи с началом кризиса бюджеты новогодних корпоративов серьезно усохли. Это неудивительно, ведь затраты на них составляли до 1% от всех HR-расходов. Это даже больше, чем траты на подбор или обучение персонала. Такие данные приводит в своем исследовании Axes Management. В среднем в 2008 году бюджеты корпоративных мероприятий сократились примерно в два раза.

Скромнее, чем до кризиса

Опрошенные «Трудом» работодатели сходятся во мнении, что праздновать их компания будет пышнее, чем в прошлом году, но беднее, чем в 2007-м. Все-таки большинство пока с опасением смотрит в будущее.

«В прошлом году праздник проходил в офисе, были приглашены 800 работников, — рассказывает Руслан Ильясов, директор по персоналу компании „Эльдорадо“. — В этот раз снимем площадку». Но до размаха докризисной поры праздник не доберется.

Примерно такая же ситуация и в другой розничной компании — «Связной». Недавно она пышно отметила свой день рождения. «В клуб „Рай“ были приглашены 1500 человек, — рассказывает Вера Елисеева, директор по организационному развитию. — На следующей неделе будем думать, что и как устроить на Новый год».

Также обстоят дела у i-Free, производителей мобильного контента. До кризиса новогодний корпоративный праздник i-Free проводился за городом, на базе отдыха, с праздничной программой, фейерверком, дискотекой, катаниями на лыжах и барбекю.

В прошлом году компания решила изменить формат мероприятия и устроила вечеринку в офисе. «В этом году, возможно, сделаем более масштабный праздник. Это будет зависеть от того, каких показателей компания достигнет в ближайший месяц-полтора и от прогнозов на декабрь—январь», — рассказывает Фаина Лернер, руководитель отдела организационного развития и HR компании i-Free.

Самодеятельность

Ситуация среди event-агентств при этом не улучшается. «В среднем по отрасли в прошлом году было падение 30–40%. Примерно столько же будет и сейчас», — рассказывает Сергей Князев, руководитель агентства «Князев», устраивающего мероприятия для МТС, «Кока-Колы», «ЛУКОЙЛа», «Северстали». Многие компании решили устроить праздник своими силами.

Большинство работников в этот Новый год, как и в прошлый, не увидят приглашенных звезд. Они составляют львиную долю бюджета мероприятия. Немногие получат от компании памятные подарки. Зато еды на корпоративах будет предостаточно. Из-за кризиса многие рестораны снизили цены, и работодатели имеют возможность накормить досыта своих работников.

Сильнее всего ощутят падение затрат на корпоративы сотрудники строительных и девелоперских компаний. До кризиса под Новый год они шиковали, но теперь резко умерили аппетиты.

Вместе с ними будут «скромничать» металлургические, нефтяные компании, банки. Испытывают трудности некоторые ритейловые сети.

Стабильнее себя чувствуют в России международные компании. Но «иностранцы» в России традиционно скупо отмечают праздники. Особенно это касается немецких и французских компаний. Например, в далеко не терпящем бедствие Mercedes праздник ограничивается скромным офисным банкетом. Не хватает им широты русской души.

Исключения составляют турецкие компании, торгующие в России одеждой и обувью, стройматериалами. Они даже в кризисные годы не скупятся на праздничные бюджеты.

Сценарий праздника у турков почти не отличается от русского. Снимается ресторан, руководители произносят пафосные речи, потом начинаются развлечения — конкурсы, выступления звезд. Разве что стриптиз во время вечеринки — жесткое табу. Этим больше любят развлекать свой персонал французы и итальянцы. А вот сами турки предпочитают перевоплощаться, а не раздеваться: конкурсы с переодеваниями в этих компаниях — самые популярные.

Цена праздника

Источник: данные компаний