Корреспондент "Труда" дозвонился в Верону, где в эти дни находится директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова.
- Мы, можно сказать, приехали в Италию, как "в Тулу со своим самоваром", - рассказала Ирина Александровна. - Здешняя публика избалована искусством. В Вероне находится знаменитая античная Арена, где ставит оперы великий режиссер Дзеффирелли. Здесь красивейшая средневековая и ренессансная архитектура... Мы с итальянской стороной подписали соглашение на пять лет о том, что каждый год будем привозить сюда какое-нибудь тематическое собрание. И естественно, решили начать с итальянской коллекции. Правда, у нас нет ни Леонардо, ни Тициана, ни Рафаэля. Зато есть несколько прекрасных венецианцев эпохи Возрождения - таких, как Чима да Конельяно, Доссо Досси, Винченцо Катена, Джулио Романо... Знатоки наверняка обратят особое внимание на полотно Париса Бордоне "Явление сивиллы императору Августу". Оно очень эффектно повешено, да и история у него интересная: ГМИИ купил его уже на моей памяти, у знаменитого режиссера-кукольника Сергея Образцова, у которого оно оказалось после долгих и далеких странствий.
А вот знаменитое "Благовещение" Боттичелли "пушкинцы" в Верону не взяли. Хотя итальянцы об этом просили, но картина, выполненная в старинной технике на доске, очень хрупка. Ее вывозили за границу лишь однажды, на ее историческую родину - во Флоренцию, где несколько лет назад проходила выставка, посвященная великому мастеру раннего Возрождения.
Конечно, мы поинтересовались тем, как ГМИИ позаботился о благополучном возвращении своих картин после окончания выставки в феврале будущего года. Ведь многим памятен инцидент, произошедший 2 года назад в Швейцарии, когда одна зарубежная фирма, пытаясь взыскать с российского государства давний денежный долг, наложила арест на картины из Москвы. Сейчас, пояснила Ирина Антонова, такое не грозит, поскольку итальянское министерство культуры дало необходимые гарантии неприкосновенности коллекции. Она вернется в Москву на двух грузовиках и одном прицепе в сопровождении реставратора и музейных специалистов, которые не покинут машины даже во время ночных стоянок, неизбежных в 4-суточном путешествии через континент.