36-метровая резиденция главы правительства смотрит прямо на здание рейхстага, которое на 11 метров выше, как бы почтительно признавая верховенство законодательной власти над исполнительной.
Рабочий день в ведомстве начинается в семь утра, но канцлеры обычно являются несколькими минутами раньше.
Канцлер еще только усаживается за своим овальным столом длиной в 3,9 метра, а дело его уже живет и развивается усилиями 464 сотрудников, включая трех садовников и десяток сантехников, слесарей и прочих "домашних" специалистов. Остальные, как говаривали в советские времена, - ответственные работники.
Самых ответственных трое - шеф ведомства, руководитель бюро и личный секретарь канцлера. Их стараниями с раннего утра на столе канцлера заполняются три голубые папки. В первой - вся важная информация, в том числе полученная по закрытым каналам. Во второй - газетные вырезки, выдержки из теле- и радиокомментариев, в третьей - краткая выжимка из материалов первых двух папок. Это позволяет в случае надобности экономить время при ознакомлении с материалом.
В 8.30 начинается встреча в узком кругу, в котором, помимо упомянутой тройки, могут оказаться пресс-шеф, спичрайтер, руководители важнейших институтов общественного мнения. Обмен мнениями, оценка положения в стране и за рубежом. Каждую среду в 9.30 проходит еще и заседание кабинета министров. В остальные дни обычная правительственная текучка - встречи и беседы, телефонные переговоры, работа с документами (в немецкой политической лексике эта формулировка не имеет, как бывало у нас, переносного смысла).
Журналисты "Шпигеля" подсчитали, что в среднем глава правительства проводит 40 встреч в неделю, 2000 - в год, 8000 - за канцлерский срок. Приходят посланцы из предпринимательских, социальных сфер, деятели культуры и науки, управленцы всех категорий. Кроме того, канцлер ежегодно принимает около трехсот зарубежных делегаций.
Напряженный труд канцлера вознаграждается ежемесячной зарплатой (с надбавками) в 16 726,07 евро. Информация к размышлению: знаменитый футболист Оливер Кан получает в месяц полмиллиона евро, а некоторые "капитаны индустрии" - по 800 - 900 тысяч евро. Согласно конституции "федеральный канцлер в период пребывания на посту не имеет права заниматься иной профессиональной деятельностью". Заниматься бизнесом канцлеру как непосредственно, так и через родственников тоже не позволяется. Совершенно немыслимо, к примеру, приобретение канцлером на льготных условиях поместья хоть в столице, хоть за ее пределами. Даже за "приватную" часть казенного жилья он платит из собственного кармана. Герхарду Шредеру, чтобы не выкладывать 2000 евро за "личные" метры служебной виллы на улице Пюклерштрассе, пришлось перебраться в небольшую квартирку на восьмом этаже ведомства канцлера (прямо над его рабочим кабинетом) за 500 евро. В отпуск главе правительства можно отправиться бесплатно на служебном самолете, но вот члены семьи покупают билеты за свой счет по официальному тарифу "Люфтганзы". Жена и дочь Шредера несколько раз летали вслед за ним более дешевым чартерным рейсом.
Кстати, канцлер в отличие от каждого работающего немца не имеет трудового соглашения, а значит, точно не установлена и продолжительность его отпуска. 80-летний Конрад Аденауэр обычно отдыхал семь-восемь недель в году, деля его время пополам - летом и зимой. Гельмут Шмидт и Гельмут Коль довольствовались месячным отдыхом в летнее время. Герхард Шредер не брал более двух-трех недель, изредка добавляя один-два свободных дня к уик-энду. Кстати, немцы не без интереса следят за тем, где укрепляют здоровье их политические лидеры. Патриотичным и достойным считается отдыхать в собственной стране, единодушно осуждается тот, кому придет в голову отправиться на какой-нибудь Лазурный Берег.
Частное посещение театра тоже из своего кошелька. Однако после спектакля канцлера с супругой забирает служебная машина с охраной (другой пользоваться запрещено по требованиям безопасности). Есть, правда, и льготы: не берут отчислений в страховой фонд по безработице и в пенсионный, государство оплачивает медицинские расходы.
В гараже канцлера три лимузина - "БМВ-7", "фольксваген-фаэтон" и "мерседес", но не "шестисотый", а класса S. Конечно, все машины оборудованы новейшими средствами связи с любым регионом мира. У охраны внешне точно такие же автомобили и набор номерных знаков, которые постоянно меняют, чтобы возможный злоумышленник не сразу определил, в каком именно лимузине находится федеральный канцлер.
Главу правительства обслуживает авиаотряд, состоящий из трех аэробусов "А310", два из которых - "Теодор Хойсс" и "Конрад Аденауэр" - унаследованы от руководства ГДР в 1990 году и переоборудованы за 50 миллионов марок. В авиаотряде еще шесть лайнеров для полетов на короткие расстояния и три вертолета. Между прочим, всем этим воздушным транспортом канцлер пользуется не единолично, а вместе с президентом страны, председателем парламента и министрами.
Что еще сказать о должности канцлера? Ее можно смело записать в число опасных для здоровья. Конрад Аденауэр, Курт Георг Кизингер и Вилли Брандт перенесли инфаркты. Гельмут Шмидт страдает нарушением сердечного ритма в тяжелой форме. Людвиг Эрхард скончался от слабости сердечной мышцы. Гельмут Коль, при всем старании так и не избавившийся от чрезмерного веса, не мог самостоятельно развязывать шнурки на ботинках - перешел на мокасины. Каково же придется Ангеле Меркель, первой в истории Германии женщине в кресле канцлера, да еще в рамках политически недружной "большой коалиции"?
Канцлеры мало спят, долго заседают, не занимаются спортом, неправильно питаются, много курят и вынуждены немало выпивать. Незавидная судьба. Правда, можно уйти на пенсию в 55 лет, но не столь уж привлекателен по их масштабам ее максимальный размер - 11 300 евро в месяц.