Как рассказал первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель комплекса городского хозяйства столицы Петр Аксенов, формиаты безвредны как для людей, так и для животных. Они не загрязняют почву, не оказывают дурного влияния на растения, не имеют запаха, не пачкают и не оставляют пятен на одежде, не разъедают обувь. К тому же "муравьиный" реагент обладает низкой коррозийной активностью и практически не влияет на бетонные и асфальтобетонные покрытия. Новый для столицы химикат уже успел хорошо зарекомендовать себя в странах Северной Европы.
Впрочем, судить о достоинствах нового реагента еще рано. Зимы у нас более холодные и снежные, чем в Европе, и сможет ли муравьиная кислота плавить снег при 20-градусном морозе, пока не ясно. Главный же недостаток формиатов - высокая цена. Поэтому запасов "муравьиного" реагента на весь город не хватит.
В порядке эксперимента на ограниченных территориях начнут применять СБГ - реагент, состоящий из смеси хлоридов калия, натрия, магния и кальция. Ну а в качестве основных реагентов по-прежнему останутся жидкий хлористый кальций модифицированный (ХКМ) и твердый хлористый кальций. Уже заключены контракты на поставку 240 тысяч тонн жидких и 140 тысяч тонн твердых материалов (раствором улицы обрабатывают при температуре от 0 до минус 13 градусов, если же мороз усиливается, то в борьбу с гололедом вступает твердый реагент).
Однако к этим "старым добрым" реагентам у горожан накопилось множество претензий. Напомним, они пришли на смену технической соли. По данным департамента природопользования Москвы, за годы от ее применения в городе погибло 100 тысяч деревьев. Дальнейшее использование могло привести к экологической катастрофе. Поэтому власти были вынуждены перейти к ХКМ, который безвреден для городской растительности. Но, как признались в разговоре с "Трудом" в дирекции по уборке, содержанию и эксплуатации дорог Гильдии предприятий коммунального хозяйства, плавящая способность этих хлоридов хуже, чем у технической соли. Они превращают белый снежок в маслянистый густой кисель и не дают образовываться наледи, но поверхность остается скользкой. Поэтому если после обработки солью дорогу можно было не убирать, то после ХКМ подметать необходимо.
Ученые Московского автодорожного института (МАДИ) выяснили, что после обработки дорожной наледи жидким хлористым кальцием модифицированным, коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30 процентов даже по сравнению с мокрым асфальтом. Когда применяли техническую соль, влага испарялась и дороги оставались сухими, ХКМ напротив притягивает влагу. Если же на дорожном полотне есть пленка из машинного масла, бензина, а поры асфальта забиты резиновой крошкой, то ХКМ еще больше теряет в эффективности. Поэтому для лучшего действия реагентов все московские улицы предварительно моют специальным шампунем "Чистодор", освобождающим поры асфальтового покрытия. Однако этот шампунь действует только при плюсовой температуре, и зимой им пользоваться нельзя. Так что и нынешней зимой автомобилистам придется скользить на дорогах.
Как и соль, ХКМ агрессивен по отношению к обуви из натуральных материалов. По словам владельца обувной мастерской Анара Карабаева, даже очень хорошо выделанная кожа под воздействием реагентов становится жесткой, а значит, может легко треснуть. К тому же, хлор, известный своими отбеливающими свойствами, изменяет цвет обуви.
Возможно, ХКМ этой зимой будет использоваться в последний раз. Поиск новых реагентов продолжается. В прошлом сезоне Москва уже отказалась от "Антиснега" и "Нордикса" - из-за их резкого уксусного и аммиачного запаха заметно ухудшилось самочувствие у аллергиков и астматиков. "Хлор тоже, безусловно, является аллергеном, - говорит главный врач Клиники астмы и аллергии Вячеслав Браславский. - Но статистики, подтверждающей, что прошлой зимой именно ХКМ стал причиной роста жалоб пациентов, у нас пока нет".
Зато отмечалось явное увеличение количества жалоб от собаководов, чьи питомцы стали чаще попадать в ветлечебницы с химическими ожогами лап.
Кстати, в Финляндии от химических реагентов уже отказались полностью - именно из-за многочисленных жалоб собачников.
Главная же беда в том, что наши коммунальщики никак не научатся правильно использовать химию. В странах, где реагенты пока не под запретом, их используют строго дозированно - на машинах установлены бортовые компьютеры, которые отмеряют нужное количество состава и степень распыления. В Москве же прошлой зимой, и городские власти подтверждают этот факт, был явный перерасход реагентов. Разливались настоящие лужи из хлоридов, на дорогах образовывались "черные зоны", полностью засыпанные химикатами.
Чтобы свести к минимуму число жертв реагентов, нынешней зимой, как обещает Аксенов, во дворах свежевыпавший снег будет убираться без применения противогололедных материалов - только ручным или механизированным способом. Проверим!