Когда-то восточногерманская фирма MAG (Машины и агрегаты из Гриммы) была известным и одним из самых авторитетных партнеров Советского Союза. Она строила нефтеперерабатывающие заводы (более 15), а также спиртзаводы - кстати, один из них работает на московском заводе "Кристалл". Но СССР и ГДР приказали долго жить. Для обеих стран настали трудные времена. В России грянула приватизация, порушилась экономика. Правительство объединенной Германии заявило вновь приобретенным предприятиям: "Даем вам три года, чтобы найти собственника, или - закрывайтесь".
Гримма - городок небольшой, хотя имеет 800-летнюю историю. MAG там - предприятие градообразующее. Наверное, ему в какой-то мере повезло, что производство купил известный в стране предприниматель господин Лютарт. Заводские менеджеры сумели убедить его в перспективности своего бизнеса. Во-первых, выпускаемые ими установки по переработке углеродного сырья всегда найдут спрос. А во-вторых, гриммовские машины и устройства приобретались многими странами бывшего соцлагеря и ясно, что это оборудование требует ремонта, модернизации. А чтобы не таскать "железки" через границы, было решено найти партнеров в этих странах.
Тем временем в глубине России, на склонах Уральских гор, искал состоятельного партнера для выполнения конверсионных заказов Миасский машиностроительный завод. Основная его продукция - ракеты морского базирования - оказались государству ненужными. Без госзаказа предприятию грозила остановка, потеря высококвалифицированных кадров. Ракетчики хватались за каждое дело, которое сулило хоть какую-то выгоду. В память о тех временах осталась даже линия по производству эректоров. Но сегодня основная продукция машзавода - пивные заводы, бытовые радиаторы и бензозаправки. Все три позиции выпускаются тремя родственными предприятиями: "мамой" и двумя "дочками". АЗС делает "Гримма Миасс нефтемаш".
Как создавалось совместное предприятие, продираясь сквозь чиновничьи барьеры, - история особая. Тем более что миассцы в тогдашнем Министерстве общего машиностроения были первым предприятием оборонного комплекса страны, которое решило не только уйти из-под государственного крыла, но еще и объединиться с иностранным партнером. Однако бюрократическую махину удалось победить, и три года назад "Гримма Миасс нефтемаш" выдала первую продукцию.
Надо сказать, что немцы с пониманием отнеслись к проблемам новых партнеров. Предоставив свои технологии и оборудование, обучив на своем предприятии российских рабочих, они вложили в дело более миллиона марок и планируют вложить еще столько же, два-три года не требуя отдачи.
Русско-немецкие АЗС покупаются, что называется, с ходу. Вслед за "ЛУКОЙЛом", который первым сообразил, что необходимо завоевывать не только внешний, но и внутренний рынок, автозаправочные станции начали ставить и другие "бензиновые" бизнесмены. А миассцы не только изготовление и дизайн поставили на европейский уровень, но и сдают свои объекты, что называется, под ключ, гарантируют качество работы. К ним потянулись не только магнаты нефтяного рынка, но и частники. У производителей появились даже постоянные клиенты. Приобрел, скажем, частный предприниматель их заправку, а через год на полученную прибыль просит поставить еще одну, на другой год - третью. Тем более что Челябинская область удачно расположила неподалеку от нефтеносных Башкирии и Тюмени.
На совместном предприятии мыслят масштабно, заглядывая в будущее. Известно, что бензин дорожает во всем мире, да и природные ресурсы, увы, исчерпаемы. Потому во многих странах Европы (к ним, кстати, примкнула и Украина) приняты государственные программы по переводу автотранспорта на новый вид топлива: смесь бензина с древесным спиртом либо этанолом. А миассцы уже готовы предложить свои услуги по модернизации заводов для производства этанола, а также переоборудовать автомобили под новый тип топлива. Первым планируется переоборудовать автомобиль "Урал", чтобы продемонстрировать его специалистам в Москве. В Миассе уверены: рано или поздно Россия столкнется с общеевропейскими проблемами и все равно вынуждена будет их решать тем же путем, что и другие страны. Тем более что решение проблемы дает дивиденды не только в плане сохранения ресурсов и экономической выгоды - немаловажен и экологический аспект, поскольку новое топливо с добавлением этанола (до 85 процентов) не дает таких вредных выбросов, как бензин.
Большое значение имеет и другая промышленная разработка российско-германского предприятия. На основе технологии новосибирских ученых разрабатывается производство малых нефтеперерабатывающих заводов, способных из тонны сырья за час сделать качественное топливо - бензин или солярку. Дело в том, что сегодня в нефтяных районах немало скважин, где нефти уже недостаточно для промышленной добычи. Там работают частники, которые везут жидкое "черное золото" на переработку за тридевять земель. А потом тем же маршрутом везут бензин. Экономично ли это? Да и сами нефтяники-промышленники, как ни парадоксально это звучит, зачастую сидят без бензина. Правительству России приходится отдельной строкой бюджета предусматривать немалые средства на завоз топлива в северные районы. Миасские малые нефтеперерабатывающие заводы смогут решить данную проблему кардинально.
Впрочем, бывшие оборонщики не стали зацикливаться на одном виде продукции, на одной теме. Широкое коттеджное строительство, общее стремление к автономизации систем отопления навели на мысль о выпуске современных отопительных котлов мощностью от 30 до 200 киловатт. Взяв европейскую технологию, они сделали товар высокого качества, но примерно на треть дешевле западных аналогов. На газе или дизтопливе миасское оборудование может обогреть и дом, и целый цех. Многих строителей подкупает еще и то, что тут можно заказать всю систему отопления для жилого дома, радиаторы-то выпускаются в соседнем цехе.
Кстати, вот небольшой пример отношения иностранных партнеров к внедрению их технологий. Принимая первую партию радиаторов, они не просто их осмотрели, испытали, но провели по поверхности дамскими капроновыми колготками. Убедившись, что нет ни одной "затяжки", одобрительно кивнули: "Гут".
Сегодня на этом совместном предприятии озабочены воплощением в жизнь еще одной перспективнейшей идеи. В России работает порядка 200 спиртзаводов. Отходы производства, барда, для них большая головная боль. Если зимой ее берут животноводы на корм скоту, то летом - просто швах, некуда девать. Технологическая проблема имеет к тому же экологическую окраску. В местах, куда сливается барда, все живое гибнет - спирт природе не по вкусу. А немецкие партнеры и тут имеют свое "ноу-хау". По их технологии, признанной уже во всей Европе, эта зловредная барда перерабатывается. В результате получаются сухие корма, удобрения, пивные дрожжи и чистая вода. Спиртовики и пивовары, заинтересовавшиеся идеей, сразу смекнули: вложив деньги в эту установку, они получат не только решение проблемы, но и прибыль.
Я поинтересовался у генерального директора "Гримма Миасс нефтемаш" Владимира Шишкина: "Как же так, говорят, что иностранцы неохотно дают кредиты российскому производителю, не хотят вкладывать деньги в нашу экономику, боясь негативных перемен в большой политике, а у вас - полная идиллия. И инвестиции, и совместное производство?.."
- А знаете, у нас ведь тоже не было никаких особых гарантий, кроме доброго имени, - ответил Владимир Савельевич. - Немцы поверили лично директору машзавода Александру Пелевину, оценили его энтузиазм, работоспособность, вклад "материнской" компании в совместное предприятие. Увидели перспективу развития. Думаю, западных инвесторов волнует не столько большая политика, сколько малый бизнес. Развитие частного предпринимательства - лучшая гарантия политической стабильности.
Подумалось: может, России нужны не столько "растворяющиеся" кредиты МВФ, сколько такое вот целевое инвестирование? Личный интерес российского и зарубежного партнера скорее позволят нашей стране интегрироваться в мировую экономическую систему, чем любые договоренности на самом высшем уровне.
"Гримма Миасс нефтемаш" - тому наглядный пример.