Сенатор Ярославской области Наталия Косихина предложила привлечь к уборке урожая старшеклассников и студентов
Сон приснился почти по «Мойдодыру»: вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выезжает... картофелеуборочный комбайн, весь наполненный ботвой. Формой и цветом — как мой первый жигуленок, но помахивает ржавыми лопатами вместо передних колес.
Слева от чудища — шеренга старшеклассников с ведрами, справа — студенты балакавриата с джутовыми мешками вместо конспектов по робототехнике. А впереди от края и до края депутаты и сенаторы растягивают кумачовый лозунг: «Полезный труд позволит учащимся отвлечься от неприятных мыслей!».
Лозунг, в отличие от всего остального, не приснившийся, а натурально предложенный российским сенатором от Ярославской области Наталией Косихиной, в прошлом учительницей начальных классов, нынче выступившей с идеей привлечь к осенней сельскохозяйственной уборочной кампании старшеклассников и студентов. Первых, по ее мнению, «можно вывозить на работы на один день, а студентов — на выходные». Как считает член Совета Федерации, «полезный труд позволит учащимся отвлечься от неприятных мыслей и даст возможность познакомиться с другими людьми», а также «научиться работать руками». Совместный труд станет важной ступенькой социализации в условиях, когда молодежь предпочитает виртуальное общение реальному. Наталия Косихина, ко всему прочему, обещает «незабываемые воспоминания на свежем воздухе»...
Осеннее обострение? Даже если так, то оно вызвано жутким дефицитом рабочих кадров в сельском хозяйстве. Особенно на период уборки: только в южных районах на осенний сезон требуется не меньше 40 тысяч пар работящих рук. В советские времена «на картошку» учащихся отправляли классами, студенческими курсами, а интеллигенцию — целыми НИИ (помните Высоцкого и его песню «Небось картошку все мы уважаем»?). Чтобы убрать поле в 4 гектара, требовалось пять дней и три десятка засланных горожан. Когда советская власть приказала долго жить, «добровольцев» сменил рубль — и дешевые мигранты из южных республик. Но в прошлом году рубль подешевел, и приезжие бригады запросили по 5 тысяч за день на работника! Вот сенатор Косихина и предложила вернуть разнарядку для учащейся молодежи, которой можно платить тысячу-полторы на каждого.
Но знатоки говорят, что картофель можно убирать по разным технологиям. Вручную, с дешевой рабсилой, вооруженной лопатой и ведром. С помощью «трясучки», когда по грядкам идет трактор с прицепной «копалкой», поднимая массу земли и картофеля по ленте, и за счет вибрации земля оказывается ниже, а картофель сверху. А третий, современный способ — это картофелеуборочные комбайны, те самые 4 гектара «умный» механизм убирает за день.
Бельгия, мировой лидер по выпуску высокопроизводительной сельхозтехники, пользуется именно таким методом. Китай, мировой лидер по выращиванию картофеля, убирает свои 95 млн тонн собственными комбайнами. Начинает переходить на них и Белоруссия, которая уже выпускает для этого свою технику неплохого качества. Россия (в прошлом году собраны рекордные 8,6 млн тонн), похоже, предпочитает обратный переход на «советские технологии»? Или это только нам с сенатором Косихиной приснилось?