Ладога раскрыла свою тайну через восемь десятилетий

Баржа №5030 погибла в ночь на 17 сентября 1941 года - самую страшную для Ладожской флотилии

В Москве прошел предпремьерный показ документального фильма «Черные глубины Ладоги. Экспедиция памяти», посвященного находке подводных археологов — деревянной барже, обнаруженной на дне Ладожского озера на глубине 17 метров. Судно, везшее боеприпасы и пропитание защитникам Ленинграда, затонуло в сентябре 1941-го.

В кадре — документальные съемки военных лет. Пожилой генерал усталым голосом (ни он, ни оператор явно не думали о пропагандистском пафосе) напутствует бравого юношу в форме. Удивляться печали военачальника нечего: шкиперы, сопровождающие грузы по водной Дороге жизни, предшественнице легендарной ледяной, считались почти что смертниками, особенно если везли боеприпасы. Перегруженные баржи шли по 16-18 часов — можно ли представить себе лучшую мишень для немецкой авиации? Та осенняя навигация Ладожской флотилии, открывшаяся в сентябре и завершившаяся в ноябре 1941-го, подверглась 127 вражеским налетам, на суда было сброшено более тысячи авиационных бомб.

Другим препятствием на пути доставки грузов защитникам города на Неве стали знаменитые осенние штормы. Не зря местные жители величают Ладогу морем — в непогоду волны здесь могут достигать высоты 8 метров. В свое время Петр I даже запретил своему флоту выходить на открытую ладожскую воду и велел вырыть у ее южного берега 117-километровый обходной канал, по которому парусники добирались в Петербург.

Обнаруженная в ходе совместной экспедиции подводниками Института археологии РАН и участниками научно-исследовательского проекта 1XPEDITION баржа относится к типу берлина, или берлинка. Это несамоходное деревянное речное судно с острым носом, выступающим над кормой, и с одной мачтой. На борту установлена теплушка. Судно не очень большое (55 метров в длину и 9-12 метров в ширину), зато с внушительной грузоподьемностью в 500 тонн. Такие посудины курсировали в первые месяцы блокады из Новой Ладоги на мыс Осиновец и обратно. К середине сентября 1941 года, когда железнодорожные пути были отрезаны, этот способ доставить боеприпасы и продовольствие в город оказался единственным. Строились суда наскоро, шли перегруженными, что, конечно, усугубляло вероятность затопления, но другого выхода не было.

Координатор проекта 1XPEDITION Сергей КУЛИКОВ пояснил:

— Каждое старинное судно — уникальная капсула времени, хранящая множество предметов своей эпохи, и потому особо ценный археологический объект. Но обнаружить и исследовать его — задача непростая. Баржа, впоследствии идентифицированная как № 5030, обнаружилась случайно. Камера подводного оператора Андрея Павлова зафиксировала объект, который специалисты морской геодезии определили как потенциально опасный. Павлов и совершил первые погружения, одно из которых можно увидеть в фильме «Черные глубины Ладоги».

Дайвер буквально выплескивает первые впечатления на ожидающую в лодке съемочную группу и зрителей:

— Никогда не видел такого количества боеприпасов разного калибра в одном месте! Баржа лежит на ровном иле. Сохранность музейная, все ящики в идеальном состоянии. Ладога бережет свою добычу.

Чувства своего товарища разделяет и Сергей Куликов, которому также посчастливилось одним из первых увидеть находку:

— Вода вокруг была темной и недружелюбной, ящики с артиллерийскими снарядами поблескивали в свете фонаря. Когда понимаешь, что под тобой сотни тонн взрывоопасного груза, невольно ощущаешь себя участником тех событий. В тот же день мы решили, что эту историю нужно рассказать...

 

Камера подводного оператора Андрея Павлова зафиксировала утонувшую баржу с опасным грузом. Фото из открытых источников

Историк Александр Войцеховский дополнил сведения о водной Дороге жизни — она открылась 12 сентября, буквально в первые дни блокады, и продолжалась до конца ноября 1941 года:

— Несмотря на то что на воду было спущено все, что могло плавать, Ладожская флотилия не справлялась. Ленинградский фронт поглощал снаряды в огромных количествах, и груза 500-тонной баржи хватило бы всего на пару боев. Но тогда каждый день сражения решал судьбу города. Оттого гибель баржи — трагедия вдвойне: и для экипажа, и для ленинградцев:

Баржа № 5030 погибла в ночь на 17 сентября 1941 года — самую страшную для Ладожской флотилии, когда затонули сразу четыре судна, среди которых был давший течь после немецкого авианалета «Ладожский Титаник». Название, понятно, более позднее, официально судно числилось под № 752 — на нем эвакуировались курсанты стрелковых училищ, бойцы Ленинградского фронта и гражданские лица, в том числе женщины и дети. Погибли тогда более тысячи человек. Еще 460 жизней унесла с собой баржа, буксируемая канонерской лодкой «Селемджа»: она везла воинское пополнение в Ленинград. Волны поглотили и две баржи с боеприпасами — одна разбилась о камни у берега, следы другой, затонувшей где-то на середине Ладоги, долгое время считались потерянными. И вот теперь она перед нами — на дне и в кино.

Дополним, что так называемый предпремьерный показ ленты прошел в информационном агентстве «Россия сегодня». В зале сидели 300 курсантов московских военных училищ: девочки с завязанными по форме бантиками, мальчики в широковатых, на вырост, кителях: Это очень важно, чтобы дети знали военную историю своей страны. Но когда сама премьера? Поиски даты, равно как готовой показать ленту прокатной компании или телеканала, не дали результата. Документальное кино, некогда пользовавшееся у нас в стране большим авторитетом, в нынешней России вниманием киноначальства похвастаться не может:

Вместо послесловия

Александр Городницкий

Моему неизвестному водителю

Водитель, который меня через Ладогу вез,

Его разглядеть не сумел я, из кузова глядя.

Он был неприметен, как сотни других в Ленинграде, -

Ушанка да ватник, что намертво к телу прирос.

Водитель, который меня через Ладогу вез,

С другими детьми, истощавшими за зиму эту.

На память о нем ни одной не осталось приметы, -

Высок или нет он, курчав или светловолос.

Связать не могу я обрывки из тех кинолент,

Что в память вместило мое восьмилетнее сердце.

Лишенный тепла, на ветру задубевший брезент,

Трехтонки поношенной настежь раскрытая дверца.

Глухими ударами била в колеса вода,

Гремели разрывы, калеча усталые уши.

Вращая баранку, он правил упорно туда,

Где старая церковь белела на краешке суши.

Он в братской могиле лежит, заметенный пургой,

В других растворив своей жизни недолгой остаток.

Ему говорю я: «Спасибо тебе, дорогой,

За то, что вчера разменял я девятый десяток».

Сдержать не могу я непрошеных старческих слез,

Лишь только заслышу капели весенние трели,

Водитель, который меня через Ладогу вез,

Что долгую жизнь подарил мне в далеком апреле.

2014