Легендарный тенор с лихвой отдал долг москвичам
В Москве состоялся долгожданный концерт знаменитого немецкого тенора Йонаса Кауфмана. Гость в прямом смысле отдал долг российской публике: его выступление было назначено на 31 декабря 2017 года, но отложилось из-за болезни певца. Видимо, желая компенсировать меломанам долгое ожидание, артист исполнил вдвое большую программу, чем та, что была заявлена.
Если четыре года назад Кауфман имел в Москве феноменальный успех как камерный певец («Зимний путь» Шуберта), то теперь он показал себя в оперном репертуаре. Причем не немецком, а итальянском и французском. Его гибкому, романтичному тенору с баритональным оттенком эта музыка великолепно подходит, что доказал уже стартовый номер – первая ария Каварадосси из «Тоски» Пуччини. В выходной арии Радамеса из «Аиды» Верди обратило на себя внимание изумительное пианиссимо – а вот верхний регистр в форте звучал, пожалуй, с излишним напряжением. И этот недостаток повторился затем почти во всех номерах, где использованы громкие высокие ноты. Зато там, где этих нот не требовалось, исполнение было близко к идеалу – например, в арии Хозе из 2-го действия «Кармен» Бизе, в арии Туридду Addio Alla Madre из «Сельской чести» Масканьи, завершившей первое отделение.
Возможно, просто голосу певца было нужно некоторое время, чтобы приспособиться к акустике и публике Большого зала консерватории. И во втором отделении, после не лишенных той же проблемы форсажа интерпретаций арии Родриго из «Сида» Массне и Андре Шенье из одноименной оперы Джордано наилучшим номером стала ария Калафа Nessun dorma из «Турандот» Пуччини.
Отметим, что уже в основной части выступления певец выдал один номер сверх программы – арию Шенье. А затем последовало по сути еще одно отделение, где прозвучало пять (!) бисов. Это финальная ария Каварадосси E lucevan le stelle, две неаполитанские песни Catari и Non ti scordar di me, наконец две мелодии на родном немецком языке – столь же шлягерная, как и предыдущие вещи, ария Dein ist mein ganzes Herz из «Страны улыбок» Легара и гораздо менее известная, по крайней мере в России, но тоже неотразимо обаятельная песня Du bist die Welt für mich из репертуара звездного австрийского тенора довоенных времен Рихарда Таубера.
Таким образом гастролер исполнил для москвичей 12 номеров вместо заявленных шести!
Добавим, что солист познакомил нашу публику с великолепным дирижером Йохеном Ридером. Под его управлением Московский государственный академический симфонический оркестр (руководитель Павел Коган), кажется, обрел новый импульс. Какими яркими красками зазвучал коллектив в увертюре к «Норме» Беллини, прелюдии к «Аиде», интермеццо из «Сельской чести», увертюре к вердиевской «Силе судьбы», «Последнем сне Девы» из оратории Массне «Богородица», интермеццо из оперы «Сестра Анджелика» Пуччини, вступлении к 4-му действию и Цыганской пляске из «Кармен» (почему только ведущий назвал это номерами из «Кармен-сюиты»? К известной обработке Родиона Щедрина эта версия музыки Бизе не имеет отношения)… Уж не говорю об органичности ансамбля с главным героем вечера.
Отметим и профессионализм концертного агентства Ильдара Бакеева, с честью вышедшего из трудного положения. Мало того, что тогда, под Новый год, заболевшему Кауфману оперативно нашли замену в виде дуэта солиста Метрополитен-оперы, австралийско-китайского тенора Канг Ванга и солистки Большого театра Екатерины Морозовой. Так еще и оставили в силе билеты, купленные публикой на тот вечер, и теперь те же слушатели смогли по ним посетить нынешнее выступление. Это даже не два в одном, учитывая нынешнюю расширенную программу, а три и, может быть, даже четыре. Впрочем, хорошей музыки много не бывает.