На фестивале анимационного кино победу одержал новый старый герой
На юбилейном ХХ Международном фестивале анимационного кино «Крок» среди фильмов более чем 30 стран жюри в составе россиян, украинцев, американцев и венгров единогласно присудило Гран-при американцу Дэниелу Соусе за фильм «Дикий», герой которого во многом списан с «Маугли». Тот советский мультфильм принадлежал к числу любимых миллионами зрителей. Но за прошедшие десятилетия народное мультипликационное кино в России почти исчезло, и наши традиции гуманистической анимации охотнее развивают за океаном.
У каждой эпохи — свои герои. Появись мультфильм про Маугли сегодня, возможно, он полюбился бы только совсем малышам. Вряд ли тинейджеры, искушенные в компьютерных играх, читают «Книгу джунглей» Редьярда Киплинга с таким же увлечением, как мальчишки 1970-1980-х годов.
В 1973 году Роман Давыдов стал первым советским режиссером, перенесшим на экран творение Киплинга в виде мульт-фильма. Интерпретация была достаточно жесткой, в связи с чем «Маугли» рекомендовали для просмотра подросткам не младше 13 лет. Мультфильм поднимал серьезные темы героизма, чувства долга, предательства: советское искусство умело воспитывать. Маугли своим примером показывал, как бороться с трудностями, сохранять честь и достоинство в злобной среде, как, в конце концов, стать Человеком. Стоит вспомнить, что озвучивали мульт-фильм замечательные артисты: Людмила Касаткина, Анатолий Папанов, Сергей Мартинсон, Владимир Ушаков, Клара Румянова. А музыку написала великая София Губайдулина...
Кстати, недавно мультфильму «Маугли» исполнилось 40 лет, что никак не было отмечено.
Мальчик-звереныш из мульт-фильма «Дикий» не стал взрослым Маугли, не совершил ни одного подвига. Коллизия в другом. Охотник вытащил мальчика из леса, поднял с четверенек, накормил, одел и отвел в школу. Но детская стая оказалась более злобной, чем волчья. Он не такой, как они, — значит, чужой, лишний. Защитить себя можно, только если снова стать волчонком и бежать в лес. Быть птицей, оленем, волком — да кем угодно, только не человеком. Белоснежные зубки, готовые открыться в человеческой улыбке, навсегда превращаются в злобный оскал, а душа мальчика переселяется в белого волчонка, которому уж точно нет места среди людей. И нет места среди живых — в конце он превратится в звездный снег, осыпающий любимый лес и ненавистный город.
Дизайн мультфильма вызывает восхищение. Голое детское тельце на снегу — то полупрозрачное, то будто вырезанное из дерева. Существо безликое, но зубастое. Ткань фильма соткана из хрупкости мгновений, из сопоставлений, контрастов, сказочных превращений.
Вручив Гран-при мультфильму «Дикий», «Крок», во-первых, через этот сюжет призвал к толерантности. Во-вторых, напомнил, что способность к интеграции в чужую среду — не природный дар, а качество, свойственное только здоровым, приспособленным, практичным, терпеливым или очень успешным людям. И в-третьих, поддержал молодого, талантливого режиссера, сумевшего рассказать простую и в лучшем смысле назидательную историю на языке поэтических образов и метафор.