Вчера правительство переписало бюджет на 2014-2016 годы, сократив многие статьи расходов. По признанию премьера, документ получился жестким: «Расходы придется сокращать, но не в ущерб нашим основным планам. Продуманное использование средств должно стать обязательным для всей бюджетной системы». Врачи в таких случаях говорят: придется резать без наркоза и по живому.
Правительство решило поддержать предложение Минфина не индексировать в 2014 году зарплаты чиновникам, военным, прокурорам и судьям. И сэкономить на этом 31 млрд бюджетных рублей. «Это вопрос сокращения издержек в целом по системе, и поэтому правительство справедливо ставит вопрос, что мы начинаем с себя», — сказал вице-премьер Игорь Шувалов. А глава правительства Дмитрий Медведев на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам заявил, что должны быть также сокращены расходы на содержание госаппарата. «Нужно начинать с государственных структур и с компаний, в которых есть крупная государственная доля», — добавил премьер. Однако на чем именно и в каких размерах следует экономить, уточнять не стал.
Все это означает, что в стране действительно начинается кампания за экономию бюджетных средств.
Ибо дела неважные. «Мне кажется, что такой неблагоприятной обстановки не было у нас последние пять лет, с момента кризиса», — заявляет министр экономики Алексей Улюкаев, отметив, что в 2013 году рост ВВП составит 1,8% — «это неудовлетворительно». А его заместитель Андрей Клепач информирует о серьезном спаде инвестиций в российскую экономику: в январе — августе вместо ожидаемого роста получили снижение в объеме на 1,3%.
Невеселые вести пришли и из Росстата: в августе в России на 6,1% выросла задолженность по зарплате, превысив 2,6 млрд рублей. Деньги не выплачены 83 тысячам сотрудников. Основная причина — отсутствие у предприятий-должников собственных средств (98,6% общей суммы просроченной задолженности). Это означает, что экономический спад уже подбирается к карманам рядовых россиян.
Что не мешает правительству продолжать наполнять Резервный фонд: в нынешнем году эта «кубышка» вырастет до 2,6 трлн рублей (3,9% ВВП), хотя планировалось 3,2 трлн. Первоначально предполагалось собрать в Резервном фонде 7% ВВП, дабы в случае падения цен на нефть их хватило как минимум на год. Но пока и эти планы выглядят прожектерскими. Поэтому Минфин предлагает ввести дополнительные ограничения расходов.
Вопрос в том, на чьем поясе придется прокручивать дополнительные дырки? Будут ли затронуты уже запланированные социальные расходы и предвыборные обещания президента Владимира Путина?
Пока Минфин предлагает урезать основные статьи бюджета-2014 на 5%. Но Алексей Улюкаев полагает, что «наши расходы на образование и в федеральном бюджете, и в консолидированном бюджете на образование, здравоохранение, науку, технологии недостаточны». А резервы видит в расходах на оборону. Потому что при «затягивании поясов» по справедливости нужно снимать деньги со всех в равных долях: «Та отрасль, которая имела 3% от ВВП, должна иметь 2,7%, которая имела 2%, должна иметь 1,8%, и так далее. А у нас не так: расходы на национальную оборону не сокращаются, а растут, и с 3% до 3,7% ВВП. Я считаю, это основание, чтобы задуматься», — говорит министр Улюкаев.
Тем временем в стране продолжает «таять» малый бизнес: по информации Минэкономики, за первую половину года рынок покинули более 400 тысяч индивидуальных предпринимателей (значительная часть ушла в «тень»). Но местные власти не бьют тревогу, не анализируют причины, хотя это негативно отражается на трудовой занятости населения.
Еще одним резервом может стать сокращение притока трудовой миграции в Россию. По имеющимся данным, в прошлом году из нашей страны в государства Средней Азии частными банковскими переводами ушло 19 млрд долларов, заработанных гастарбайтерами. Для них это хорошо, а для России в нынешней ситуации — не очень. Ибо уже начавшийся у нас спад производства рано или поздно приведет к росту безработицы. Значит, власть должна позаботиться, чтобы у россиян, потерявших работу, например, в строительстве, была возможность устроиться, допустим, водителями общественного транспорта или в коммунальное хозяйство — дворниками, дорожными рабочими и т. д. А там все места прочно заняты приезжими из Азии.
Эта проблема имеет еще как минимум два аспекта. Гастарбайтеры соглашаются получать зарплату «в конвертах», что означает уклонение от налогов и рост «серой» экономики. А использование дешевых рабочих рук не стимулирует работодателей к переводу своего бизнеса на более высокопроизводительный, механизированный, более качественный труд. Что также не идет на пользу экономике.
К слову, использование этих резервов не потребовало бы от нас сокращать бюджет и затягивать пояса. Вопрос в том, когда власти это увидят.
Голос
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
— Несмотря на то что у нас сменился министр финансов, министр экономики и некоторые другие министры, несмотря на то что на смену либералам пришли люди вменяемых экономических взглядов, бюджетной логики это все практически не коснулось. Бюджет следующего года — это бюджет отказа от принципиальной возможности развития России. Основная его цель — это накопление неиспользованных средств на остатках федеральных счетов. Как и в прошлые годы, не бюджет существует для страны, а страна существует для того, чтобы ее деньги можно было замораживать в Резервном и других фондах и вывозить за границу. Разговоры об экономии особенно цинично выглядят сегодня, когда неиспользованные остатки средств на счетах федерального бюджета составляют порядка 7 трлн рублей. Это деньги, на которые можно было бы построить вторую Россию.