Не небом единым

«Труд» решил разобраться, куда на европейской части страны уже сейчас можно перевозить россиян на аэробусе А380

На недавнем Московском авиакосмическом салоне одним из гвоздей программы стал аэробус А380. И то сказать: двухпалубная махина длиной более 70 метров и с размахом крыльев под 80 метров, способная за раз перевозить до 850 пассажиров… Неудивительно, что на новый аэробус положили глаз сразу несколько авиакомпаний. Из российских — «Трансаэро» и «Аэрофлот». Подсчитали: чем больше кресел помещается в самолет, тем дешевле стоимость перевозки одного пассажира. Причем значительно дешевле: если А380 с 550 местами сжигает 2,9 литра топлива на пассажира на 100 километров, то этот же самолет с 850 креслами — уже порядка 2 литров… Плюс авиакомпания экономит на навигационных сборах в аэропортах — они едины для всех: один рейс — один сбор, чем меньше рейсов, тем меньше денег надо платить.

В чем выгода производителей и перевозчиков, понятно. Но много ли в России аэропортов, способных принять столь тяжелый самолет? Ведь взлетный вес А380 доходит до 570 тонн против примерно 400 тонн у самого крупного из ранее эксплуатировавшихся у нас пассажирских лайнеров Boeing-747. А чем больше масса, тем более длинная взлетно-посадочная полоса (ВПП) нужна для самолета. На какой запасной аэродром уйдет А380 с почти тысячей пассажиров на борту, если «родной» аэродром по каким-то причинам не сможет его принять?

«Официально разрешительные документы для принятия аэробуса А380 в Московской воздушной зоне имеет только всепогодный аэропорт Домодедово, — говорит Владимир Денисов, начальник Домодедовского центра организации воздушного движения. — В случае каких-то непредвиденных обстоятельств, в силу которых мы вдруг не сможем принять самолет, возможны два варианта развития событий. Если полет, как говорят в авиации, управляемый, А380 пойдет на тот запасной аэродром, с которым у его авиакомпании подписан договор по обслуживанию. В случае обстоятельств, которые требуют немедленной посадки, — пожар на борту, больной, которому требуется срочная медицинская помощь — экипаж вправе осуществлять посадку на любой аэродром, подходящий для самолетов этого типа по размерам полосы. У А380 параметры по посадочной дистанции такие же, как у обыкновенного широкофюзеляжного самолета, которые сейчас эксплуатируются во множестве стран, в том числе в России. Какой аэродром выберет командир воздушного судна, это его дело. У экипажей на этот случай всегда под рукой сборники аэронавигационной информации, где перечислены все аэродромы, допущенные к обслуживанию международных рейсов».

По словам Марии Шляхтовой, пресс-менеджера представительства концерна Airbus в России, пробег А380 при максимальном взлетном весе составляет 2950 метров, а при весе в 386 тонн — 2050 метров. В то же время, по опубликованным данным, длина двух ВПП аэропорта Домодедово составляет 3794 и 3500 метров, Внуково — 3000 и 3060 метров, Шереметьево — 3700 метров. Так что на любую из них, в случае чего, А380, появление которого в российских авиакомпаниях намечено на 2015 год, точно сядет. Если, конечно, не сможет приземлиться в Домодедово.