Автор бестселлеров «Метро 2033» и «Метро 2034» Дмитрий Глуховский удивил новой книгой «Рассказы о Родине». О том, что заставляет преуспевающего модного автора задуматься о судьбах отечества, Глуховский рассказал «Труду».
— От сюжетов ваших «Рассказов о Родине» иной раз валерьянки хочется выпить. Неприятностей с цензурой не было?
— В нашей стране литература неподцензурна. Она остается одним из немногих пространств для свободного обсуждения самых острых проблем. То, что на телевидении не пропустили бы такое никогда, — я отлично это знаю как телевизионный работник. Что касается же сюжетов «Рассказов о Родине», будь то история о том, как некий министр, всю жизнь занимавшийся «распилами» бюджетов, к 50 годам вдруг задумывается о смысле этой своей жизни, или новелла о том, как российская глубинка не замечает гибели Москвы при падении метеорита, потому что давно уже живет самостоятельно, своими силами, — да, сюжеты острые, сатирические, почти анекдотические. Как сказал один старший товарищ: «Лет тридцать назад за один пересказ твоей новеллы могли бы сослать». Впрочем, и
— Как правило, в такую «диссидентскую» литературу писатели уходят
— Сейчас очень важное время, я бы сказал, судьбоносное. У нас страна сейчас на перепутье находится. И либо мы повернем налево и поскачем с гиканьем в прошлое, либо направо и двинемся
— Книга называется «Рассказы о Родине», но патриотичной ее не назовешь…
— А я не считаю, что быть патриотом — значит хвалить Родину. Быть патриотом — значит любить ее, желать ей лучшего. А если не видеть недостатков своей страны, не критиковать их, то развиваться, улучшаться невозможно. Люди, которые расхваливают сегодняшнюю Россию,
— Вы продолжаете сами публиковать свои книги бесплатно в Сети? Ведь, если я?не ошибаюсь, именно с этого у вас все и начиналось. Но тогда вас никто не знал, и такой сетевой самиздат нужен был, чтобы пробиться.
— Для меня свободный доступ к моим книгам в Сети был всегда принципиальной позицией. Мне не хочется подвергать своих читателей материальному цензу: книги стоят довольно дорого даже по московским меркам, не говоря уже о регионах. Мне хочется, чтобы мои романы читали все те, кому они нравятся или просто любопытны, а не только люди с деньгами. Кроме того, каждой своей книге я стараюсь дать ее собственную жизнь в интернете. Приглашаю интересных художников и талантливых музыкантов для того, чтобы превратить обычный сайт книги в
— Вы запустили проект «Вселенная Метро 2033». Теперь вместо вас о мире «Метро» пишут другие авторы.
— «Метро 2033» в свое время стало для меня трамплином к успеху. Я решил, что теперь, когда это уже не просто книга, а целый мир, раскрученный бренд, «Метро» может стать таким трамплином и для других начинающих писателей. Когда я закончил «Метро 2034», у меня стали спрашивать, когда продолжение. Я понял, что, если сейчас
Я решил, что лучшее, что я могу сделать, — познакомить читателей с писателями, а сам буду просто координировать проект. Так родилась идея «Вселенной Метро 2033». Это своеобразный литературный сериал, целый воображаемый мир, который вместе описывают десятки разных авторов. За основу взято мое оригинальное «Метро»: 2033 год, мир, разрушенный ядерной войной. Только у меня в книге все действие разворачивалось в Москве, точнее, в московском метро. А тут совместными усилиями мы будем рассказывать о событиях, происходящих во всем мире. В серии уже вышли шесть книг. Самая свежая — «Метро 2033: Мраморный рай» Сергея Кузнецова — о Москве и ближнем Подмосковье. До этого были еще пара книг о Москве и две о постъядерном Петербурге — «К свету» Андрея Дьякова и «Питер» Шимуна Врочека. До конца года выйдут романы о Киеве, Самаре, Минске, Екатеринбурге. Все они друг с другом согласуются. Фактически мы вместе пишем одну огромную книгу…
— И в чем же тут «трамплин»? Больше похоже на привлечение литературных негров.
— Мы приглашаем принять участие в проекте прежде всего не профессиональных авторов, которым все равно, для кого и о чем писать, а любителей, которые просто прониклись духом книг о постъядерном мире. Многие из них мечтают стать писателями и начинают с публикаций своих рассказов и повестей на сайте Metro2033.ru. Потом другие читатели знакомятся с их работами и голосуют за них — получается своеобразный
— Ну вот опишете вы Россию с Украиной. А дальше что?
— На этом не остановимся! Уже сейчас несколько иностранных писателей решили принять участие в нашем проекте. Они пишут о своих странах и родных городах на своих языках. Англичанин Грант Макмастер описывает Великобританию 2033 года — путешествие из Глазго в Лондон. Итальянский автор Туллио Аволеде начал роман о постъядерном Риме и Венеции. Получается не просто серия книг, а интернациональный, межкультурный эксперимент. Придумывать все это дико интересно! Хоть я сам и не пишу про «Метро», но координирую всех авторов, отбираю романы и редактирую их.
Резюме
Дмитрий Глуховский, прозаик, журналист
Родился в 1979 году в Москве. Работал в Израиле, Германии, Франции в компаниях Deutsche Welle, Euronews и Russia Today. Знает пять языков. Был военным корреспондентом в Абхазии и Израиле. С 2005 года — автор популярных сетевых романов.
Три книги Дмитрия Глуховского
«Метро 2033» (2005)
Антиутопия о борьбе за выживание между горстками людей, уцелевших после ядерной войны на станциях московского метро.
«Сумерки» (2007)
К молодому переводчику попадает древнеиспанский манускрипт, дающий ключ к пророчеству майя о скорой гибели мира.
«Метро 2034» (2009)
Продолжение «Метро 2033». Жители «Севастопольской» борются с врагами с соседних станций и мутантами из туннелей.