Главная Культура 00:23 20 Сентября 2010 3293
Дмитрий Глуховский: «Люди, которые расхваливают сегодняшнюю Россию, врут»
Популярный писатель — «Труду»
Анжелика Заозерская

Автор бестселлеров «Метро 2033» и «Метро 2034» Дмитрий Глуховский удивил новой книгой «Рассказы о Родине». О том, что заставляет преуспевающего модного автора задуматься о судьбах отечества, Глуховский рассказал «Труду».

 — От сюжетов ваших «Рассказов о Родине» иной раз валерьянки хочется выпить. Неприятностей с цензурой не было?

— В нашей стране литература неподцензурна. Она остается одним из немногих пространств для свободного обсуждения самых острых проблем. То, что на телевидении не пропустили бы такое никогда, — я отлично это знаю как телевизионный работник. Что касается же сюжетов «Рассказов о Родине», будь то история о том, как некий министр, всю жизнь занимавшийся «распилами» бюджетов, к 50 годам вдруг задумывается о смысле этой своей жизни, или новелла о том, как российская глубинка не замечает гибели Москвы при падении метеорита, потому что давно уже живет самостоятельно, своими силами, — да, сюжеты острые, сатирические, почти анекдотические. Как сказал один старший товарищ: «Лет тридцать назад за один пересказ твоей новеллы могли бы сослать». Впрочем, и сейчас-то многие, кто книгу прочитал, спрашивают: «И что, тебе за это ничего не было?» Я говорю: в свободной стране живем, товарищи! Ничего не было! Правда, пока.

— Как правило, в такую «диссидентскую» литературу писатели уходят из-за личной драмы, из-за собственной истории противостояния с властями. Но у вас-то все вроде благополучно: книги становятся бестселлерами, на радио и на телевидении вас берут вести передачи. Зачем нарываетесь?

— Сейчас очень важное время, я бы сказал, судьбоносное. У нас страна сейчас на перепутье находится. И либо мы повернем налево и поскачем с гиканьем в прошлое, либо направо и двинемся куда-то в направлении латиноамериканских банановых республик. Либо все же пойдем вперед. Гражданское общество, о создании которого все время говорят первые лица государства, — это общество людей, которым не все равно. Мне не все равно.

— Книга называется «Рассказы о Родине», но патриотичной ее не назовешь…

— А я не считаю, что быть патриотом — значит хвалить Родину. Быть патриотом — значит любить ее, желать ей лучшего. А если не видеть недостатков своей страны, не критиковать их, то развиваться, улучшаться невозможно. Люди, которые расхваливают сегодняшнюю Россию, притворя-ясь, что наша страна и в самом деле похожа на свой благостный т-елевизионный портрет, врут. Это не патриоты, а приспособленцы, конъюнктурщики.

— Вы продолжаете сами публиковать свои книги бесплатно в Сети? Ведь, если я?не ошибаюсь, именно с этого у вас все и начиналось. Но тогда вас никто не знал, и такой сетевой самиздат нужен был, чтобы пробиться. Сейчас-то вам это зачем?

— Для меня свободный доступ к моим книгам в Сети был всегда принципиальной позицией. Мне не хочется подвергать своих читателей материальному цензу: книги стоят довольно дорого даже по московским меркам, не говоря уже о регионах. Мне хочется, чтобы мои романы читали все те, кому они нравятся или просто любопытны, а не только люди с деньгами. Кроме того, каждой своей книге я стараюсь дать ее собственную жизнь в интернете. Приглашаю интересных художников и талантливых музыкантов для того, чтобы превратить обычный сайт книги в арт-проект. На сайтах формируются сообщества читателей, которые не просто обсуждают романы, но и сами публикуют свои истории из придуманных мной миров — продолжения, ответв-ления.

— Вы запустили проект «Вселенная Метро 2033». Теперь вместо вас о мире «Метро» пишут другие авторы. Все-таки не можете совсем уж распрощаться с первой книгой?

— «Метро 2033» в свое время стало для меня трамплином к успеху. Я решил, что теперь, когда это уже не просто книга, а целый мир, раскрученный бренд, «Метро» может стать таким трамплином и для других начинающих писателей. Когда я закончил «Метро 2034», у меня стали спрашивать, когда продолжение. Я понял, что, если сейчас что-нибудь не придумаю, стану рабом «Метро» пожизненно. Одновременно с этим самые разные люди спрашивали у меня, можно ли им написать свои собственные повести и романы из мира «Метро 2033».

Я решил, что лучшее, что я могу сделать, — познакомить читателей с писателями, а сам буду просто координировать проект. Так родилась идея «Вселенной Метро 2033». Это своеобразный литературный сериал, целый воображаемый мир, который вместе описывают десятки разных авторов. За основу взято мое оригинальное «Метро»: 2033 год, мир, разрушенный ядерной войной. Только у меня в книге все действие разворачивалось в Москве, точнее, в московском метро. А тут совместными усилиями мы будем рассказывать о событиях, происходящих во всем мире. В серии уже вышли шесть книг. Самая свежая — «Метро 2033: Мраморный рай» Сергея Кузнецова — о Москве и ближнем Подмосковье. До этого были еще пара книг о Москве и две о постъядерном Петербурге — «К свету» Андрея Дьякова и «Питер» Шимуна Врочека. До конца года выйдут романы о Киеве, Самаре, Минске, Екатеринбурге. Все они друг с другом согласуются. Фактически мы вместе пишем одну огромную книгу…

— И в чем же тут «трамплин»? Больше похоже на привлечение литературных негров.

— Мы приглашаем принять участие в проекте прежде всего не профессиональных авторов, которым все равно, для кого и о чем писать, а любителей, которые просто прониклись духом книг о постъядерном мире. Многие из них мечтают стать писателями и начинают с публикаций своих рассказов и повестей на сайте Metro2033.ru. Потом другие читатели знакомятся с их работами и голосуют за них — получается своеобразный хит-парад. Победители получают возможность быть опубликованными на бумаге в серии «Вселенная Метро 2033». К тому же я очень надеюсь, что авторы, которые начинают со «Вселенной», потом будут писать книги о своих собственных мирах. И совершенно не обязательно только фантастические. Стараюсь как могу продвигать авторов «Вселенной» и очень благодарен им за участие в проекте.

— Ну вот опишете вы Россию с Украиной. А дальше что?

— На этом не остановимся! Уже сейчас несколько иностранных писателей решили принять участие в нашем проекте. Они пишут о своих странах и родных городах на своих языках. Англичанин Грант Макмастер описывает Великобританию 2033 года — путешествие из Глазго в Лондон. Итальянский автор Туллио Аволеде начал роман о постъядерном Риме и Венеции. Получается не просто серия книг, а интернациональный, межкультурный эксперимент. Придумывать все это дико интересно! Хоть я сам и не пишу про «Метро», но координирую всех авторов, отбираю романы и редактирую их.

Резюме

Дмитрий Глуховский, прозаик, журналист

Родился в 1979 году в Москве. Работал в Израиле, Германии, Франции в компаниях Deutsche Welle, Euronews и Russia Today. Знает пять языков. Был военным корреспондентом в Абхазии и Израиле. С 2005 года — автор популярных сетевых романов.

Три книги Дмитрия Глуховского

«Метро 2033» (2005)

Антиутопия о борьбе за выживание между горстками людей, уцелевших после ядерной войны на станциях московского метро.

«Сумерки» (2007)

К молодому переводчику попадает древнеиспанский манускрипт, дающий ключ к пророчеству майя о скорой гибели мира.

«Метро 2034» (2009)

Продолжение «Метро 2033». Жители «Севастопольской» борются с врагами с соседних станций и мутантами из туннелей.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9476
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7175
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?