Михаил Швыдкой: «Кризис ТЭФИ мы медленно, но преодолеваем»

Президент Академии российского телевидения — «Труду»

Сегодня вечером в Москве будут вручены первые «Орфеи» на конкурсе ТЭФИ-«Профессии». Накануне церемонии президент Академии российского телевидения Михаил Швыдкой рассказал «Труду», удалось ли ему за два года восстановить мир между телеканалами.

– ТЭФИ уже несколько лет находится в кризисе. Слишком много спорных ситуаций. Амбиции и обиды телевизионных боссов еще изжили себя? 

– Обиды существуют, и будут существовать. Как написано в одной пьесе Радзинского, «если голова болит, значит, наличествует». Раз кризис – значит, мы еще существуем. Я не могу сказать, что ситуация в академии ухудшилась по сравнению с прошлым годом – мне кажется, наоборот, она стала лучше. У нас много проектов, не только связанных с национальной церемонией, но и образовательных и международных. Кроме того, мы ежегодно проводим всероссийский телевизионный конкурс ТЭФИ-«Регион», который, так же как и национальный конкурс, год от года набирает обороты. Кризис в академии мы медленно, но преодолеваем. Угодить всем невозможно. Кто-то считает, что академия не нужна, и их мнение имеет право на существование. Но большинство телевизионного сообщества считает, что академия необходима, а это значит, она будет жить.

– В этом году все-таки и Россия, и НТВ представлены (хоть и в небольшом количестве) их производителями. Есть ли шанс, если случится так, что академики дружно проголосуют за Павла Лобкова с «Диктатурой мозга» и Аверина с «Глухарем», что боссы снизойдут до того, чтобы наконец сесть за стол переговоров?

– Я не думаю, что тут есть проблема переговорности. Все возможные переговоры я провел, есть проблема доброй воли и разумного подхода к реальности. Работы, которые выходят в эфир на НТВ, и работы, которые выходят в эфире «России» и «Культуры», входят в тройки номинантов этого года, и они имеют шанс стать победителями. Скажу сразу:  одним из ведущих церемонии в Питере будет Максим Аверин, который является лицом сериала «Глухарь» и НТВ. Академия и я делаем все возможное, чтобы продемонстрировать дружественность телевизионного сообщества, и не только продемонстрировать, но и возродить. Я считаю, что шансы есть, но повторяю: всегда будут те, кому не нравится голосование, кто будет считать, что оно необъективное; всегда будут люди, которые не захотят работать в академии. Это нормально, мы живем в свободной стране, и люди сами могут определять, в какие «клубы» им записываться, а в какие нет. Академия – это своего рода клуб по интересам, это профессиональное сообщество, кому-то хочется в нем участвовать, кому-то не хочется. Это естественный процесс, не надо ничего драматизировать.

– Как президент Академии российского телевидения чего ждете от 16-й церемонии? К чему готовитесь?

– Должен сказать, что подготовка идет сложно, потому что по решению учредителей фонда «АРТ» академия значительно увеличилась – сегодня в ней 525 человек. Появилось много дополнительной работы, хотя, с нашей точки зрения, академиков, это позволяет говорить о том, что голосование получится объективным и честным. Но с технической точки зрения, процесс подготовки материалов и само голосование стали сложнее.

Как и в прошлом году, церемонию ТЭФИ-«Лица» мы проводим в Санкт-Петербурге, в Михайловском театре. Во второй раз всегда труднее, чем в первый. Хочется чем-то удивить, показать то, чего не было прежде. Это тоже непросто.

Наконец, количество работ, представленных к отбору, тоже увеличилось – их около 623, что на 114 работ больше, чем в прошлом году. Их все надо было посмотреть!

– Может быть, появятся новые правила, по которым будет работать академия и проходить ТЭФИ?

– Нет, правила у нас одни и те же, они не изменились с прошлого года. Мы сегодня принимаем на конкурс работы, которые представляют прежде всего производители. Если канал является производителем, то он может представить свою работу. Сегодня в конкурсе, по существу, участвуют все каналы, несмотря на  то что кто-то заявляет о своей «близости» или «неблизости» к академии.

– Не предполагается ли введение какого-нибудь нового способа выявления победителей кроме тайного голосования?

– Мы выработали модель, которая в прошлом году, как нам кажется, себя оправдала: голосуют гильдии, они определяют победителей, потому что когда в академии 525 человек, естественно, все не могут посмотреть всё. Схема такая: голосуем по гильдиям, каждая выбирает тройку номинантов. То есть профессионалы, которые занимаются информационным вещанием, выбирают финалистов в номинации «Информационное вещание». Те, кто занимается развлекательным телевидением, определяют номинантов в этой области. А затем на этом же заседании гильдии, опять же тайным голосованием, из сформированной тройки выбирается победитель. Имена победителей мы все узнаем непосредственно во время проведения обеих церемоний – 20 и 25 сентября. Подсчитывать результаты голосования мы доверяем международной аудиторской компании «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.», представители которой обязательно присутствуют как на голосовании, так и во время церемонии.

– В прошлом году телеверсия ТЭФИ вышла неудачной, сильно порезанной, скомканной. Приняли это к сведению?

– Академия договаривается с каналом-вещателем, и мы просим, чтобы в телевизионной версии были представлены все победители, но мы не можем настаивать, чтобы в телеверсии церемония в полном формате выходила в эфир. У каналов есть свои предпочтения,  а поскольку снова будет вещать 5-й канал, то какие-то свои выводы руководство канала сделало. Многие думают, что академия может и хочет давить на каналы, влиять на их редакционную политику. Это не так.

– Существуют какие-то финансовые трудности при подготовке к церемонии? Почему не везете знаменитостей, которые не являются номинантами, но могли бы украсить лицами церемонию, и журналистов в Питер?

– Академия существует на взносы учредителей фонда «АРТ» и на членские взносы членов АРТ. Этих средств хватает на содержание академии, на ее повседневную работу. На одно копирование работ мы расходуем значительную часть нашего бюджета. К сожалению для меня, последние два года я занимаюсь тем, что собираю деньги на церемонию, на то, чтобы привезти в Санкт-Петербург людей. В этом году оплачиваем проживание в Санкт-Петербурге для одного представителя от программы, вышедшей в финал, а кроме того, полностью оплачиваем проезд и проживание для членов АРТ – неработающих пенсионеров, желающих поехать на церемонию. Деньги учредителей на церемонию не тратятся. Я обращаюсь к своим знакомым, которые возглавляют те или иные компании, и они становятся спонсорами. Я им безмерно благодарен! Это не вполне, с моей точки зрения, правильно. Я думаю, это надо менять. Хоть я и «профессиональный нищий», поверьте, это не самая приятная из всех моих обязанностей. Я считаю, наши учредители – не самые бедные компании. Думаю, было бы целесообразно вернуться к той практике, когда каналы по очереди делали церемонию.  

– В этом году многократно номинирован телесериал «Школа» Валерии Гай Германики. Он очень провокационный и вызвал множество дискуссий.  Получается, что академики стали оценивать скорее социальную важность проекта, чем то, насколько он профессионально сделан. К качеству съемки и сценария «Школы» телевизионщики и киношники, я слышала, предъявляли претензии. Значит ли это, что академики оценили в этом случае социальную значимость сериала и смелость гендиректора Первого канала Константина Эрнста, который во многом в ущерб рейтингу поставил проект в эфир?

– Хотим мы или не хотим, есть явления телевизионного творчества, которые становятся не только художественными, но и общественными событиями. Например, есть программа «Формула власти» – уникальная,  не имеющая аналогов в мире: нет программы, которая так последовательно бы и многообразно отражала жизнь политических лидеров. То, что удается Гусману или Игнатенко, – это удивительно. Есть сериал «Школа», который, безусловно, вызвал широкую общественную дискуссию в стране. Не замечать такого рода программы и их политического значения или их общественной важности было бы неверно. Я считаю, что само включение программ для внутриакадемического обсуждения – это факт высокого признания. Все равно в голосовании, выборе финалиста есть элемент  случайности. А то, что коллеги-профессионалы включают в список финалистов работы, которые выделяются на общем плане, – это уже одна из самых высоких оценок, которая может быть.