Заявок почти три десятка, а нас, людей, которым доверено вынести решение, - 12. И ради этого мы выбрались на один субботний денек в солнечный Париж. Президент комитета - знаменитый венгерский фехтовальщик Ене Камути. Среди его помощников бывший премьер Туниса и старейший член МОК Мзали, французский историк и писатель Жан Дюрри, политик из Эфиопии Фекру Кидане... А Россию представляют теперь аж двое - профессор, почетный вице-президент Олимпийского комитета России Владимир Родиченко и ваш покорный слуга. Немного волнуюсь: ведь в такой серьезной компании я впервые. Интересно, что кандидатуру корреспондента "Труда" предложил на прошлом заседании президент олимпийского комитета Турции Тогай Баятлы. Нет, не зря наша газета посвятила столько статей теме спортивного благородства. Мы выдвигали на приз "Фэйр Плей" Евгения Кафельникова: теннисист перевел 119 тысяч призовых за Кубок Кремля родственникам пассажиров, погибших в авиакатастрофе около его родного Сочи. Рассказывали об Алексее Немове, когда в Афинах гимнаст успокоил одним жестом публику, недовольную несправедливым, не в его пользу решением судей. Поместили интервью с олимпийской чемпионкой Ириной Караваевой. Она, по ошибке получившая "золото" чемпионата мира по прыжкам на батуте, отдала его сопернице из Германии: нам, россиянам, чужого не надо...
А сейчас мы сидим в зале заседаний французского олимпийского комитета, и прямо на меня в упор смотрит с портрета на стене строгий барон Пьер де Кубертен, вернувший миру Олимпийские игры. Голосование, конечно же, не тайное, а открытое. Комитет честной игры раздает награды в открытую - иначе какая же Фэйр-Плей.
С 1991 года россияне 18 раз признавались лауреатами в различных номинациях. Но в этом году наши среди кандидатов не значатся. И это тоже по-честному. Чего вытягивать, если не дотянули до высоких и благородных поступков?..
"Трофей Пьера де Кубертена" вручается в номинации "Жест фэйр-плей". И мы, 11 мужчин и одна женщина, не сговариваясь, но единодушно голосуем за турецкую бегунью Хилал Госкунер. Ей всего 12, но благородству школьницы из Трабзона не грех поучиться и старшим. Лидируя в забеге, девочка увидела, что одной из соперниц стало плохо. Хилал тут же остановилась, оказала первую помощь, быстро вызвала врача. И барон Кубертен одобрительно подмигивает персонально мне с портрета. Чувствует, наверное, старина, что это первое мое голосование, что волнуюсь, боясь допустить ошибку.
Трофей многолетнего президента Комитета честной игры Вилли Дауме за пропаганду честной игры достался без особых споров венгерскому журналисту Андрашу Ке. Он написал чуть не с десяток книг о Фэйр-Плей.
Но самый почетный приз - это "Трофей Жана Боротра". Он, знаменитый французский теннисист, прозванный за благородство мушкетером, и организовал в 1964-м этот комитет, ставший теперь всемирно известным. Обладателями трофея стали - случай редкий - сразу двое. Великий австрийский бегун Херб Эллиот на протяжении многолетней карьеры являл собой пример личного благородства. К тому же ему принадлежит весьма своеобразный рекорд: Эллиот одержал 44 победы в беге на 1500 метров и на милю. Вторым обладателем приза стал французский хирург Жерар Сайен. Многие тяжелейшие операции спортсменам и высокого уровня, и любителям он делает бесплатно.
Торжественная церемония вручения призов состоится 7 декабря в ЮНЕСКО. Там же будет принят и "Манифест фэйр-плей".