КТО ЗАМЕНИТ УЛЬЯНОВА?

В сентябре столичные театры поднимают занавес после перерыва, а сбор труппы, предшествующий этому событию, превращается в настоящий праздник. Так было раньше. В этот день проводили капустники, дарили цветы юбилярам, радушно встречали новичков, обсуждали новый репертуар. Сегодня все иначе.

ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ СМОТРЯТ ПО СТОРОНАМ
На нынешних сборах трупп там, где мне удалось побывать, царила будничная обстановка. Если бы не поцелуи, которыми артисты обмениваются при встрече, то могло показаться, что собрались на рабочее собрание. И не хотелось бы приходить, но уж коль скоро приписаны они к этому коллективу...
Впрочем, подобное настроение легко объяснить: интересы многих артистов лежат далеко за пределами их родного театра - в телесериалах и антрепризах, где платят в десятки раз больше, в кино, ради которого они жертвуют отпусками, в выступлениях на других сценах, куда их приглашают на главные роли. Худруки театров вынуждены с этим мириться, в противном случае останутся без звезд - главной приманки для зрителей. Да и с приглашенными режиссерами тоже возникнут проблемы. Не секрет, что многие предпочитают работать с именитыми мастерами и набирать очки за счет готового актерского материала. В свою очередь, звезды, несмотря на явные преимущества, не очень-то стремятся переходить из одной игровой лиги в другую, подобно футболистам. У себя "дома" они уверены: если нужно сыграть на "чужом поле", то дирекция всегда выстроит репертуар так, чтобы им было удобно. А если окажешься в другом месте, то не известно, как там все сложится.
Хотя ситуации бывают разные. На сборе труппы в "Маяковке" худрук Сергей Арцибашев (сам, кстати, снимающийся в кино) предупредил коллег, чтобы те заранее подавали заявки о занятости на стороне - иначе, мол, отпускать не будет. В ответ Александр Лазарев-старший бросил реплику: "Как нас с Немоляевой на съемки фильма. Три раза отказывали за прошлый сезон". Наверное, артист был вправе обижаться, но представить себе подобный диалог при прежнем худруке Андрее Гончарове невозможно. При нем снимались потихоньку: если узнает - такой даст нагоняй, что мало не покажется.
ПОД ВЕТХОЙ КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО
Начало сезона неизменно сопровождают разговоры о том, что большинство храмов Мельпомены нуждаются в капремонте. Кстати, в той же "Маяковке" его не было полвека. Техническое оборудование сцены настолько износилось, что того и гляди софит на голову свалится. В зрительном зале до сих пор нет кондиционеров, а кресла так безобразно скрипят, что заглушают реплики артистов. Правда, дирекции удалось договориться с мэрией о реконструкции, но будет она не раньше 2008 года. А пока придется выпускать спектакли, рассчитывая на своих мастеров, умеющих закреплять декорации так, чтобы они не падали. В связи с этим название готовящегося к выпуску спектакля "Шаткое равновесие" с Евгенией Симоновой и Михаилом Филипповым звучит очень символически.
Остряки шутят, что один ремонт приравнивается к двум пожарам. Ну а уж ремонт такой махины, как театр! И все же некоторые директора исхитряются его сделать. К примеру, Марк Варшавер потратил летом на ремонт Ленкома 13 миллионов рублей. При этом большая часть денег была заработана спектаклями. Судя по всему, Ленком перед лицом грядущей театральной реформы чувствует себя спокойно и не собирается передавать здание в чьи-то руки - так сказать, выступать в роли квартирантов у какого-нибудь наблюдательного совета, который может стать полновластным хозяином театра. А ведь именно это некоторые аналитики пророчат большинству русских репертуарных театров.
Конечно, подобная участь не грозит Малому театру, отметившему 250-летие, или МХТ имени Чехова, считающимися национальным достоянием России. Но Олег Павлович Табаков все же решил в дореформенный период провести реконструкцию исторической сцены. А новый сезон открыл в помещении Театра на Серпуховке спектаклем "Последняя жертва", где он играет вместе со своей женой Мариной Зудиной (кстати, недавно они крестили свою дочурку). На сборе труппы неутомимый Табаков пообещал: невзирая на экстремальные обстоятельства, вызванные ремонтом, репетиции новых постановок продолжатся.
НЕ РЕМОНТОМ ЕДИНЫМ
Чем же еще намерен удивить нас МХТ в новом сезоне? Прежде всего, спектаклем "Примадонны" - своеобразным римейком фильма "В джазе только девушки". Все роли будут играть мужчины, включая Константина Хабенского и Михаила Пореченкова. Для осуществления музыкального шоу Табаков пригласил Евгения Писарева, поставившего в Театре имени Пушкина комический фарс "Одолжите тенора", не уступающий бродвейским хитам.
Кирилл Серебренников, получивший Гран-при на "Кинотавре" за фильм "Изображая жертву", предварительно апробировавший этот скандальный драматургический материал на мхатовских артистах, теперь репетирует тургеневского "Нахлебника", где сыграет выдающийся артист Вячеслав Невинный (после тяжелейшей болезни он выступит в новом для себя амплуа тихого миротворца). В то же время, сохраняя старый костяк труппы, Табаков продолжает коллекционировать известных артистов, приглашая Михаила Трухина, Олега Дюжева и Ирину Пегову, покинувшую Петра Фоменко.
Для коллектива Фоменко обещанное здание не выстроено, и мэтр вынужден ютиться в крохотном зале бывшего кинотеатра. Другая восходящая звезда Полина Агуреева пока не думает покидать своего учителя, но после фильма Ивана Вырыпаева "Эйфория", показанного на Венецианском кинофестивале, сыграет моноспектакль в театре "Практикум", где бразды правления взял в свои руки Эдуард Бояков. Бывший директор "Золотой маски" сумел опередить других и поселиться в полуподвальном помещении, раньше принадлежащем театру "Луны" Сергея Проханова. Ну а знаменитый "усатый нянь" переехал в шикарное здание на Малой Ордынке. Как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей...
Из приятных сюрпризов нового сезона. Недавно появившейся театральной студии Сергея Женовача приходится лавировать, чтобы не попасть под каток коммерциализации, сохраняя линию психологического искусства и отдавая пальму первенства классике. Но зато у студии уже есть своя аудитория, причем молодежная. Побывав на спектакле "Об-ло-мов-щина..." по роману Ивана Гончарова я была поражена, что молодые люди воспринимают лежебоку Илью Ильича как современного маргинала, который из принципиальных соображений не участвует в общественной жизни, поскольку там нет сердца, а значит, и ничего нет.
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ МОСКВЫ В ПЕТЕРБУРГ. А ОБРАТНО?
На праздновании 250-летия Александринского театра Михаил Швыдкой сказал, что самый его большой подарок юбиляру - это худрук Валерий Фокин. На самом деле уже третий год Фокин мотается между Москвой и Питером. Этот человек с неуемной энергией не только сумел поставить в Александринке два замечательных спектакля "Ревизор" и "Двойник", он еще исхитрился в течение года провести полную реконструкцию архитектурного творения Карло Росси и даже "почистить" труппу. Правда, в этом деле здорово помог главный режиссер Александр Галибин. А как только неблагодарная работа была завершена, то и надобность в этой должности отпала. Поэтому Галибин ушел в свободное плавание, снявшись в телесериале "Мастер и Маргарита". А у Валерия Фокина появился новый кумир - режиссер Андрей Могучий, которого, по слухам, он готовит себе в преемники. На тот случай, если решит не продлевать контракт с Министерством культуры...
Слухи о том, будто московский "подарок" может вновь оказаться в столице, очень упорны. Они сватают неутомимого реформатора, сочетающего способности классного режиссера и опытного менеджера, в Театр имени Вахтангова. В лидере вахтанговцы нуждаются, потому что Михаил Ульянов, увы, покидает пост худрука из-за плохого здоровья. После двух перенесенных операций артист милостью Божьей уже не может тянуть на себе коллектив, да и на сцену теперь не выходит. Исключение составляет только один спектакль - "Без вины виноватые". Грустно, конечно, но гордый Ульянов не хочет, чтобы его жалели, держали из уважения к былым заслугам. Он хочет остаться в памяти зрителей несгибаемым Председателем, маршалом Жуковым, Ворошиловским стрелком. Впрочем, это не значит, что сценарий смены власти в Вахтанговском театре обязательно подразумевает замену Ульянова на Фокина, есть претенденты на трон худрука в самом коллективе. Но занять-то его можно, а вот удержаться не просто при наличии небольших государственных дотаций...
Таким образом, мы возвращаемся к дефициту лидеров в репертуарных коллективах и нивелировке художественных ценностей, завещанных великими предшественниками национальной сцены. Поэтому вынуждены в очередной раз задать вопрос: неужели после 250 лет существования профессионального театра в России он распадется на коммерческие проекты или превратится в придаток шоу-бизнеса?