Правда, по мнению ректора Луганского государственного института культуры и искусства Валерия Филиппова, в области пока нет специалистов, которые могли бы играть на трембитах, бандурах, кобзах, сопилках, лирах и бухалах. Так что, скорее всего, инструменты будут пылиться на складах.
"Никакой загадки тут нет, - уверяет Николай Николаевич Пташка, начальник управления культуры Донецкой области. - Думаю, такой крен вызван выступлением президента Ющенко, потребовавшего активнее развивать национальную культуру. Между прочим, баянам и аккордеонам в музыкальных школах по 25 - 30 лет. Давно отработали свой срок и фортепьяно. Даже в Донецкой консерватории острая потребность в пианино, скрипках и духовых инструментах. Но.... Это вопрос политики, а не культуры".
А как в России? Не взяться ли нам за балалайки? Директор государственного российского Дома народного творчества Эльвира Кунина задала нам встречный вопрос: " А вы знаете, где купить русские народные инструменты?" По ее словам, все предприятия России, когда-то специализирующиеся на изготовлении баянов, домр и балалаек, загнулись. Когда-то суперпопулярные баяны выпускает сейчас единственная в стране фабрика музыкальных инструментов в Туле, но преимущественно в концертном варианте, штучный и очень дорогой товар. А еще десять лет назад в России было 15 предприятий, выпускающих баяны и гармони: Шуйская фабрика, фабрика музыкальных инструментов в поселке Ганино, выпускающая уникальную вятскую гармонь, на которую заказчики в былые времена стояли в очереди по два года. Теперь на месте этих фабрик - предприятия по выпуску окон, дверных проемов и пиломатериалов.
Отдельные мастера работают на дому, но и стоит их продукция недешево: так за заказную балалайку просят сегодня от 14 до 36 тысяч рублей. По мнению Эльвиры Куниной, главная задача сейчас - срочно восстанавливать производство русских народных инструментов. "А спрос на них есть, - уверяет наша собеседница. - Мы ежегодно проводим конкурсы оркестров народных инструментов. Не так давно были в Нижнем Новгороде, в Красноярском крае. Финал всероссийского конкурса игры на народных инструментах провели в Саратове. Людям это интересно, есть тяга к фольклору. Надо бы откликнуться..."
К слову, в национальных республиках и областях России к местным народным инструментам отношение гораздо более трепетное - так в Бурятии крайне популярна ятога, в Башкирии - курай, а в Татарстане с удовольствием играют на гармошке.
- У нас же самыми популярными инструментами последние несколько лет являются пианино, скрипка и синтезатор, - рассказывает директор музыкальной школы N 1 города Подольска Владимир Трохин.
- Мало желающих заниматься на духовых инструментах, практически никто не идет на балалайку и домру - по этому классу у нас на всю музыкальную школу всего 5 человек. Но не потому, что ребятам это неинтересно - практически нет педагогов. У нас остался только один специалист по балалайке. Да и откуда им взяться, если у преподавателей музыки такие мизерные оклады? Вот смотрите: молодой педагог музыкальной школы получает 1695 рублей в месяц, преподаватель высшего разряда - 3095 рублей. Сейчас в обществе другие эстетические и духовные ценности".
А тут еще с недавнего времени музыкальные школы в России перевели из системы профессионального образования в дополнительное, что сразу же сказалось на престиже профессии и зарплатах педагогов. А по сведениям Натальи Лепс, профессора кафедры баяна и аккордеона Российской музыкальной академии имени Гнесиных, чиновники готовят новый удар: вот-вот в Госдуме пройдут слушания законопроекта о переводе всех российских вузов на самоокупаемость: "На зарплаты, стипендии и всю творческую и научную деятельность вуз должен будут зарабатывать сам. Ну так большинство консерваторий и музыкальных академий просто закроются!"
Вот и получается: балалайку днем с огнем не сыщешь, баян не по карману. Запевай?