ИМПОРТЕРОВ ЗАСТАВЛЯЮТ ЛЕЗТЬ В БУТЫЛКУ

Компании-импортеры алкогольной продукции с замиранием сердца ждут приближения 21 сентября, дня принятия бюджета РФ на следующий год. Если в этот важнейший государственный документ не будут внесены поправки, учитывающие мнение поставщиков, то бокал импортного шампанского, выпитый в новогоднюю ночь, может оказаться последним на ближайший год - два. Ввозить алкоголь по новым правилам будет технически невозможно.

Крупные продавцы алкоголя уже сейчас делают припасы - стараются закупить столько алкоголя, чтоб хватило до начала следующей весны. Компании, не имеющие возможности инвестировать столь крупные суммы, просто подумывают о смене сферы деятельности. Ведь очень вероятно, что после вступления в действие 1 января 2006 года новых правил маркировки импортируемого в Россию алкоголя объем и ассортимент этой продукции резко сократится.
Напомним, что несколько месяцев назад Госдума приняла закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В соответствии с ним иностранные производители, желающие продавать свой алкоголь в России, должны с начала следующего года оклеивать акцизными марками нового образца (со штрих-кодом) каждую ввозимую бутылку. Причем делать это позволяется только на территории РФ, точнее, на специальных таможенных складах. Таких складов в стране всего 20. И именно в это "узкое горлышко", по мнению законодателей, должны вливаться 250, 9 млн. тонн вина, 8,1 млн. тонн сидра и вермута, 64 млн. тонн крепких алкогольных напитков в год. Именно такой объем импорта зафиксирован к концу первого полугодия текущего года. Сейчас марки клеят сами иностранные производители на своих поточных линиях со скоростью 20 тыс. бутылок в час. Скорость работников Федеральной таможенной службы, которым еще предстоит и вручную вскрывать фабричные картонные коробки с бутылками, будет в десятки раз ниже.
"Наше ведомство не участвовало в разработке этого закона", - отметил Александр Сорвачев, заместитель начальника главного управления федеральных таможенных доходов ФТС. Тем не менее именно его департамент одним из первых почувствует негативные последствия введения новых правил на себе, когда недоберет по акцизам от 2 до 4 млрд. рублей. Столько, по оценкам экспертов, потеряет казна при переходе на новую систему.
Потери поставщиков вообще слабо поддаются подсчетам. "Это настоящая дискриминация иностранных производителей, - говорит директор по внешним связям Комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов. - Созданы как бы одинаковые, но на самом деле глубоко не равные права для отечественного и импортного производителя алкогольной продукции". По его мнению, не успели отечественные производители отмучиться с акцизными складами, которые нанесли значительный ущерб отрасли и совсем недавно были отменены, как та же учесть постигла импортеров. Они в панике, так как по нормам ВТО и вообще цивилизованной торговли никто, за исключением самого производителя, не может вскрывать коробки с готовой продукцией, поскольку это ставит под сомнение качество и аутентичность товара. От чего в конечном итоге страдают потребители.
Столкнувшись с хаосом на складах, многие поставщики могут задуматься об уходе с российского рынка или для начала значительно сократить ассортимент поставляемой продукции. Ситуацию уже сравнивают с аналогичным периодом в Доминиканской Республике, где акцизы похожим образом взимали с импортных сигарет. Закончилось это протестом со стороны ВТО и огромными штрафами. Россия активно готовится вступить в эту организацию, и тем более непонятно, для чего вводить правила, прямо противоречащие ее нормам?
Если новые правила все же будут приняты в нынешнем виде, утрата возможности поднять бокал французского шампанского или молдавского вина - это еще не самая большая проблема для российского потребителя. Не надо быть экспертом, чтобы понять, что даже временное сокращение и удорожание импорта неизбежно вызовет рост цен и на отечественную алкогольную продукцию.