Что же такого пошлого в томском Чехове? Памятник, скажем прямо, необычный. Классик изображен в узнаваемом пенсне, нижняя пуговица на пальтишке то ли расстегнута, то ли оторвана, пальцами непропорционально больших ног цепляется он за постамент. Называется эта "музыка в бронзе" оригинально - "Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежавшего в канаве и не читавшего "Каштанку".
С какого перепугу привиделся скульптору Леонтию Усову такой автор "Каштанки"? Скульптор просто в курсе истории пребывания Чехова (проездом до Сахалина) на томской земле. В письме классика читаем: "... Томск гроша медного не стоит... Скучнейший город... нетрезвый. Красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское... Грязь невылазная... но возникают и зачатки цивилизации - на постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла ее о зад..."
За сто лет много воды утекло в реке Томь. В ту давнюю пору Чехов, подплывая на лодке к городу в непогоду, чуть не утонул, а нынче река не та, обмелела. Да и дорога до "Славянского базара", где Чехов калошу в грязи потерял, давно плиткой выложена. "Славянский базар", кстати, единственное место, понравившееся писателю тогда в городе. Вот и стоит сейчас напротив ресторана его скульптура, сверкая отполированным сотнями рук носом. Традиция такая после установки памятника появилась - нос потереть бронзовому Чехову на счастье. Скульптор Усов поначалу переживал, все бегал детищу своему нос подмазывал, а потом понял - бесполезно идти против народных поверий.
А что же специально созданная комиссия? - спросите вы. На заседании мнения разделились.
- Я любил это место, а теперь меня травмирует памятник - на нем виснут и фотографируются. Его установили насильственно и сделали популярным насильственно, - сокрушался писатель Сергей Заплавный.
- Демонтаж уже установленного памятника - это кощунство, - резонно заметил профессор медицины Вячеслав Новицкий.
- Власти должны бережней относиться к нашей культуре, - мудро заявила Надежда Боровицкая, директор областного Художественного музея.
- Когда строят незаконно бензозаправки - это ничего, - горячился банкир Чингис Акатаев. - А тут памятник! Любое произведение искусства оценивает время!
Полтора часа длился спор. В итоге решение: памятник не трогать, а необходимые документы, дающие разрешение ему стоять именно в этом месте, привести в порядок.
- Эта скульптура людей объединяет. У памятника проходят чеховские пятницы, на которые съезжаются люди со всей губернии, - с грустной улыбкой отстаивает Леонтий Усов свое произведение. - И сделан мой Чехов без намека на оскорбление и опошление русской культуры. Это ирония и... самоирония.
А мне интересно, что бы сказал сам Антон Павлович по этому поводу?