КИНО, ВИНО И КАЗИНО

"Киношок" никогда не стремился стать элитарным фестивалем. С самого своего рождения он шел в народ, в массы и за истекшие 14 лет приучил публику к постоянному диалогу. Над этим можно иронизировать, называть "совковым" пережитком прошлого (мол, западные "звезды", попав в Канн или Венецию, не дают концерты на тамошних фабриках и фермах), но наши артисты, приезжая в Анапу, встречаются со зрителями в школах и санаториях, в совхозах и на городских улицах. И делают это бескорыстно и в охотку.

"КИНОШОК" ПЕРЕШАГНУЛ ЭКВАТОР
Так было и в минувшую субботу, когда "Киношок" дал мощный гала-концерт на главной площади Анапы по случаю дня города. Тысячи зрителей, запрудив окрестные улицы, повиснув на деревьях и балконах, внимали этому яркому действу, на котором с песнями, танцами, стихами выступали Владимир Зельдин и Сергей Юрский, Лариса Кадочникова и Владимир Талашко, Раиса Недашковская и Елена Кондулайнен...
А назавтра легкий на подъем десант кинематографистов во главе с народным артистом России Владленом Давыдовым отправился в Курганинск (путь, между прочим, неблизкий - пять часов в одну сторону), чтобы поучаствовать в еще одном важном деле: здесь установили памятник блистательной актрисе Кларе Лучко, которая снималась в этих местах в фильме "Кубанские казаки". А другой отряд киношников - числом этак в триста штыков - высадился в это же время в станице Гостагаевской, куда подтянулись благодарные зрители из окрестных станиц и сел. Они устроили киношникам грандиозный прием, задарили любимых артистов виноградом, дынями, вяленой рыбой, бутылями с вином...
- Мне нравится атмосфера, которая царит на "Киношоке", - делится с корреспондентом "Труда" народный артист Украины Владимир Талашко, памятный по фильму "В бой идут одни старики". - Здесь возникает ощущение общего духовного, культурного пространства. На встречах со зрителями приходится слышать и благодарность за участие в старых фильмах, и, увы, резонные замечания по поводу того, что нынче мало снимается совместных картин с участием России и Украины, а телевизионные сериалы - везде одинаковые - отупляют вкусы массового зрителя. И тут есть над чем задуматься нашему кинематографическому братству. Наверное, мы не все сделали для того, чтобы поправить ситуацию. Хотя "Киношок" и старается в этом направлении...
ФЕСТИВАЛЬ СМОТРИТ КИНО
Успеть на все фестивальные просмотры - задача не из самых легких. Фильмы на "Киношоке" исчисляются не десятками, а сотнями. В разных залах и даже в разных концах города идут сразу пять конкурсных программ. Тут и короткие документальные ленты, и полноценные телефильмы, и картины для детей, и новый конкурс "Кино без кинопленки" - около 40 картин, снятых на видео- и цифровых носителях. А программа "Кино на площади", которая идет под открытым небом, рассчитана на самые демократичные вкусы: здесь "хиты" мировой киноклассики соседствуют с новейшими шлягерами этого сезона - "Попсой" и "Парижской любовью Коли Гуманкова". Зрители охотно смотрят все подряд, благо, удовольствие бесплатное.
В основном конкурсе, который судит международное жюри во главе с народным артистом СССР Владимиром Васильевым, - "чертова дюжина" полнометражных фильмов из Армении, Грузии, Литвы, Узбекистана, Эстонии... Раньше "ударную" часть этой программы обеспечивала Россия, нынче она выставила авангардистские картины "Прямохождение" Евгения Юфита и "Манга" Петра Хазизова, которые вряд ли смогут претендовать на главные награды смотра. Больше шансов на это у полуторачасового фильма "Замыслил я побег" в постановке Мурада Ибрагимбекова, хотя критики с достаточно редким единодушием считают, что экранный вариант фильма (в отличие от телевизионного) существенно обеднил одноименный роман Юрия Полякова, превратив его местами в эффектный, но торопливый дайджест.
Да и соперники у российских картин в этом году серьезные: кино в ближнем зарубежье потихоньку пошло в рост. Оживает кинопроизводство в Литве, Киргизии, Казахстане, восстанавливает былую творческую мощь Грузия - здесь в разной степени готовности находятся сразу девять фильмов. Один из них - "Прогулка в Карабах" Левана Тутберидзе, погружающий в ад недавнего армяно-азербайджанского конфликта, - с успехом был показан на фестивале. Тронула публику и тонкая поэтическая притча "Девичий пастух" в постановке режиссера Юсупа Разыкова, рассказывающая о том, как под воздействием новых исторических реалий разрушается традиционный уклад узбекской семьи. Обе эти картины числятся в фестивальных фаворитах, хотя им и не достает драматургической цельности. Но, как говорится, все познается в сравнении...
Откровенно огорчила, например, киргизская картина "Плач матери о манкурте", поставленная режиссером Бакытом Карагуловым по мотивам романа Чингиза Айтматова "И дольше века длится день". Вынутая из многослойной структуры романа, памятная многим читателям легенда о манкурте - человеке, лишенном памяти,- потеряла на экране философскую емкость, социальную значимость, став набором этнографических картинок. И это не частный прокол. Ряд показанных на фестивале картин из стран ближнего зарубежья страдает, как мне показалось, национальной герметичностью, замкнутостью. Вдобавок их авторы зачастую говорят со зрителем усложненным, зашифрованным языком. Таким, к примеру, получился украинский фильм "Путеводитель" - этакий прихотливый коктейль из игрового и документального кино - или литовская лента "Семь невидимок", где медленно текущее на экране время сгущено до трудно усвояемого концентрата... Не потому ли, кстати, фильмы бывших советских республик так редко выходят в российский прокат? Да и российские ленты далеко не всегда прорываются на экраны ближнего и дальнего зарубежья, захлестнутые голливудской продукцией. В эту воронку попадают, увы, и весьма достойные наши картины. Так что многие из них публика может увидеть только на "Киношоке". И на том, как говорится, спасибо.
ФЕСТИВАЛЬ ВЕСЕЛИТСЯ
Было бы лукавством утверждать, что актеры и режиссеры приезжают на "Киношок" только работать. Отдых, релаксация киношникам необходимы так же, как и "нормальным" людям. В пансионате "Фея", где обосновался фестиваль, нет казино и других "злачных" развлечений, поэтому на "Киношоке" ведут преимущественно здоровый образ жизни.
Так, знаменитый сценарист Ираклий Квирикадзе каждое утро начинает с десятикилометровой пробежки, потом в течение часа плавает в море. Знатными пловцами зарекомендовали себя Сергей Юрский и Владимир Зельдин. Залетевший на пару дней "мент" Сергей Селин тоже в охотку "отмокал" в непривычно теплом для этого времени года море. Он поведал автору этих строк, что все лето снимался параллельно сразу в трех картинах. Сильно устал и отощал, потеряв 18 килограммов. Но быть стройным и подтянутым ему нравится, и возвращаться к прежним габаритам он не собирается.
Аристарх Ливанов тоже посетовал на огромные актерские нагрузки. Особенно тяжело нынче сниматься в телесериалах, где приходится работать по 14 часов в сутки. Вырвавшись на "Киношок", актер первым делом отправился с теплой компанией на рыбалку, где собственноручно поймал несколько окуней. Они пошли в уху, а уха хорошо пошла под рюмку-другую водочки, которой актер не изменяет даже на Кубани, где в ходу местное вино.
Кстати, вина на "Киношоке" - хоть залейся. Одна местная винодельческая компания выступила спонсором "Киношока", так что наливают здесь чуть ли не круглые сутки. Но никто, что характерно, не напивается. Легкое вино веселит, будоражит кровь, будит игривую фантазию. Так, молодая "звездочка" Ольга Сидорова, известная по сериалу "Ундина", на традиционном сборе винограда устроила целое эротическое шоу для участников и гостей фестиваля. Высоко подоткнув подол и обнажив стройные бедра, она с таким жаром давила ногами собранный виноград, что даже неисправимые трезвенники захмелели. И поведали, что готовы оставаться в таком блаженном состоянии до конца фестиваля...