КЕРОСИНОВАЯ РОЩА

О Сещинском аэродроме, который расположен на шоссе Брянск - Смоленск, в здешних местах ходят легенды. Говорят, что длина подземных сооружений, построенных еще во время войны немцами, превышает 40 километров. До недавнего времени в Сеще была единственная в нашей стране отапливаемая взлетная полоса.

...Запретная зона. В перелесках видны огромные "Русланы" - гордость советской авиации, самолеты-богатыри. Сейчас они простаивают. КБ Антонова, конструировавшее эти самолеты, находится в Киеве, с этим связаны сложности в техническом обслуживании самолетов. Несколько лет назад один из двух авиаполков перевели в Ульяновск, а оставшимся в Сеще офицерам остается надеяться на лучшие времена. Правда, иногда им удается полетать. Но, как выразился знакомый офицер, для этого нужно становиться в очередь. Зарплата майора - около 7 тысяч рублей, но были времена и хуже. Вот тогда чуть ли не вся Сеща, в погонах и без, ринулась в рощу, которая начинается за околицей поселка. Здесь открыли "клондайк". Копни землю лопатой - в лунке сразу начинает отсвечивать настоящий авиационный керосин.
Сейчас роща изрыта вдоль и поперек: сотни колодцев, шурфов, катакомб, прикрытых крышками от кастрюль и деревянными дверцами с замками. У каждой "скважины" - свой хозяин. Местные подростки Дима и Саша показывают свой небольшой колодец, на дне которого плещется грязный керосин. Их хозяйство расположено прямо у колючей проволоки, за которой стоит часовой.
- На чужой участок залезешь - получишь по башке, - рассказывает Дима. - Керосина сейчас мало, а раньше по две тонны качали. Некоторые успели разбогатеть: особняки построили, машины купили. Мы керосин оптовикам сдаем - по восемь с полтиной за литр, а они дальнобойщикам сплавляют.
По словам мальчишек, некоторые керосин "бодяжат" - добавляют туда нигрол, чтобы блестел, как солярка. Продавать выносят на трассу. Водители знают о жутком качестве топливного суррогата, но все равно покупают "бодягу".
Сосновая роща вся пропахла горючим. Дима то ли мечтательно, то ли боязливо вдруг говорит: "Спичку брось - вся Сеща на воздух взлетит". Многие деревья уже засохли. В общем, нездоровая среда. Некоторые старатели успели не только сколотить капитал, но и заработать болезнь легких.
Исследования показали, что огромная линза, улегшаяся в недрах поселка, еще хранит не меньше 8 тысяч тонн керосина. Грунт пропитался нефтепродуктами на глубину до десяти метров, площадь заражения достигла почти двух квадратных километров. Как авиационное топливо попало в землю? В советские времена простой железнодорожных цистерн стоил дороже, чем их содержимое, поэтому керосин частенько сливали прямо в карьер. Шесть лет назад за очистку недр взялась фирма "Аэроэкология". Вместо оплаты Министерство обороны разрешило ей забирать добытое топливо. С той поры откачали более 15 тысяч тонн загрязненных вод, добыли 336 тонн нефтепродуктов. За то же время сещинские старатели выкачали из песка в 5 раз больше.
Недавно в областную Думу обратился заместитель военного прокурора Владимир Бурлаков, обеспокоенный ситуацией с сещинскими недрами. В гарнизон отрядили комиссию. Она осмотрела склады горючего, принадлежащие авиабазе, подышала керосиновым ароматом в роще, послушала объяснения начальника экологической службы ВВС Валерия Башкова. И уехала.
Поражает позиция Брянской областной администрации. В ответ на заявление комитета Думы об экологической опасности поселка заместитель губернатора Николай Симоненко направил письмо, в котором утверждается, что "до настоящего времени источник загрязнения не установлен", а потому "необходимо определение организации-загрязнителя", чтобы она возместила весь вред населению и природе. Но еще год назад Брянское управление Минприроды составило акт, в котором сказано: "Загрязнение на авиабазе ВВС в поселке Сеща... образовалось в процессе эксплуатации хранилища ГСМ в течение длительного разлива при перекачке или заправке, а также при разгерметизации емкостей". Что же тут неясного? Как утверждает председатель экологического комитета Думы Людмила Комогорцева, о грозящей беде стараются не думать: "Рекультивация земель не проводится, горизонт не вычерпан, и потому керосин может просочиться в питьевую воду".
По словам заместителя военного прокурора Брянской области Владимира Бурлакова, откачивающие скважины нужно бурить и в других областях страны, где дислоцированы военные аэродромы и склады горючего. Там положение не лучше. Возможно, и прав один из летчиков, который пошутил: "Нашим нелегальным нефтедобытчикам нужно еще и премии выплачивать, а не гонять их с милицией: они же природу оздоровляют".