Уничтожение химического оружия в Горном начиналось не очень гладко, пуск завода из-за недоделок перенесли с августа на декабрь 2002 года. А весной следующего года Министерство природных ресурсов даже намеревалось приостановить работу объекта. Тем не менее в дальнейшем конверсионная программа выполнялась без сбоев. По мнению военных, уровень безопасности на заводе сейчас в несколько раз выше, чем на обычных химических предприятиях.
В Горном переработают около 2 процентов российского химического боезапаса - столько находилось на местных военных складах. По закону уничтожать химическое оружие должны там, где оно хранится, перевозить по дорогам бомбы, снаряды и контейнеры с ядовитой начинкой считается слишком опасным. Тем не менее завод скорее всего продолжит работу. Как раз это больше всего и волнует жителей Саратовской области и особенно самого поселка. Недавно областные власти подписали протокол, который предусматривает перепрофилирование предприятия для утилизации токсичных солей, полученных в результате переработки отравляющего вещества люизита. Причем предполагается, что перерабатывать в Горном будут как реакционные массы местного производства, так и привезенные с другого завода, который строится в Камбарке (Удмуртия). Из ядовитых солей военные собираются получать оксид мышьяка, применяемый в химической промышленности.
Понятно, что федеральному управлению по хранению и уничтожению химического оружия не хочется бросать в Горном промышленный объект с налаженной инфраструктурой, куда было вложено более 6 миллиардов рублей. В случае остановки завода областным властям тоже придется решать массу проблем: что делать с производственной базой предприятия, кто будет содержать поселки, построенные в степи для военнослужащих и гражданского персонала.
Между тем далеко не все в области согласны, чтобы сюда отгружали токсичные отходы из других регионов. Вице-спикер областной думы Вячеслав Мальцев даже подготовил законопроект, запрещающий их ввоз, но большинство депутатов его не поддержало. А жители Горного пытаются добиться льгот и компенсаций, предусмотренных Федеральным законом об уничтожении химоружия. Порядок предоставления льгот для населения, проживающего рядом с опасными объектами должен определяться специальным правительственным постановлением. Проект такого постановления был подготовлен еще при правительстве Касьянова, но в процессе реформирования органов федеральной власти попал под сукно.
На недавней встрече с начальником федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генералом Валерием Капашиным и губернатором Павлом Ипатовым жители поселка вновь говорили о льготах, которых они по сей день не получили.
Глава области честно признал, что в этом вопросе "быстрого и легкого решения ожидать не приходится". А по поводу судьбы Горного сказал так: "Три условия могут дать основания для продолжения работы завода: отсутствие вредного влияния на окружающую среду, поддержка бюджета налогами и решение социальных проблем".
В любом случае объект в Горном ожидают перемены. Как только последнее химическое оружие будет уничтожено, завод покинут международные наблюдатели. А вслед за этим начнется отток кадров. Многие квалифицированные специалисты выражают желание перевестись на новый завод в Камбарке, поскольку в Горном они лишатся значительных надбавок за работу с отравляющими веществами - это, считай, вторая зарплата.
Кстати, недавно в Саратове закрылся федеральный информационно-аналитический центр, который сообщал местным жителям о состоянии дел на объекте. Горный погружается в информационный вакуум.